Эти темы дороги сердцу каждого слушателя ВКШ: история страны, комсомола тесно переплелась с историей нашего уникального вуза. По этим темам написано немало интересных научных трудов, глубоких исследовательских работ, ярких публицистических статей. Сегодня мы обращаемся к ним.
*
Из выступления ректора МосГУ доктора философских наук, профессора Игоря Михайловича Ильинского на праздновании 60-летия университета. (И.М. Ильинский Сборник статей, интервью, выступлений «Образование Молодёжь Человек» Московский гуманитарный университет, 2006 г.)
*
… В феврале 1944 года за парты ЦКШ сели первые её слушатели. Их было всего двести. Они приехали в подмосковное село Вешняки с фронтов Великой Отечественной войны, из разных уголков страны: многие прямо из фронтовых окопов и партизанских отрядов, от штурвалов боевых самолетов, от танков и комбайнов, от заводских станков и из госпиталей. Отвыкшие от книг, тишины и покоя, обутые в кирзу, в шинелях и гимнастерках с боевыми и трудовыми орденами и медалями, они принялись за учебу с той же яростью, с какой воевали и работали.
*
С 1944 по 1968 год включительно ЦКШ окончили свыше 15 тысяч человек (с 1944 по 1956 год – 1771 человек; с 1956 по 1968 год – 13232 человека, в том числе более 4000 иностранцев).
*
Яркой страницей истории нашего университета является период Высшей комсомольской школы. ВКШ была создана в августе 1969 года.
*
За 21 год существования ВКШ окончили 6 тыс. наших и 10 тыс. зарубежных слушателей; около 3 тыс. защитили кандидатские диссертации; почти 14 тыс. человек прошли курсовую переподготовку.
*
ВКШ оставила нам в наследие легендарные имена людей, которые ходили по тем же местам, что и мы сегодня, только в ту пору, когда еще не было аллей и деревьев, которые они посадили.
Стоит знать, что на том месте, где теперь находится наш университет, еще в декабре 1942 года по инициативе ЦК комсомола была открыта Центральная женская школа снайперской подготовки. Об этом свидетельствует мемориальная доска на корпусе №1 университета. В этой школе прошли обучение 2200 девушек, воевавших затем на фронтах Великой Отечественной. Они уничтожили более 12 тысяч фашистов. 265 девушек погибли смертью храбрых. Все выпускники школы были награждены различными правительственными наградами, а 130 девушек- снайперов – орденом Славы, в том числе 17-дважды.
В июне 1944 –го выпускнице этой школы 19-летней дочери казахского народа снайперу Алие Молдагуловой, уничтожившей 31 гитлеровца и геройски погибшей в рукопашном бою, было присвоено звание Героя Советского Союза. Одна из улиц, которая проходит вдоль территории нашего университета, носит её имя.
*
Живым преданием недавнего прошлого являются для многих из нас имена, теперь уже можно точно сказать, легендарного первого ректора ВКШ Николая Владимировича Трущенко; заведующих кафедрами ВКШ – боевого генерал-лейтенанта Ивана Ивановича Лисова; Героя Советского Союза, летчика – истребителя, полковника Владимира Александровича Наржимского; Героя Советского Союза, знаменитого летчика – испытателя Георгия Константиновича Мосолова.
*
И позвольте, друзья, опубликовать, сначала планировала отрывок о ректоре нашей ВКШ Николае Владимировиче Трущенко из своей статьи, которую написала по заданию Владимира Перепелицы и которая была опубликована в книге. Перечитала и решила опубликовать статью полностью.
*
Слово об Учителе
Там, «где счастливы все, где молоды все»…
Годы учебы в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ стали для каждого из нас, юношей и девушек, слетевшихся в Москву из разных уголков нашей огромной страны и всей планеты, главным событием в жизни. Событием, определившим дальнейшую судьбу каждого.
Меня наша школа ошеломила сразу, едва автобус №197 подкатил к проходной на улице Юности, и я переступила порог, оказавшись в самом удивительном месте в мире. Красота природы, синие ели, величественные учебные корпуса, удобные общежития, развитая инфраструктура, ухоженная территория – все здесь поражало воображение. Надо сказать, само расположение ВКШ при ЦК ВЛКСМ говорило о привилегированности вуза и его особом статусе. Наша школа находится в самом красивом уголке на юго-востоке столицы: неподалеку знаменитый парк Кусково, исторические места – дворец графа Шереметева, а далее каскад прудов, образующих уникальную водную акваторию в пределах города.
Огромная территория, часть которой занимает лесной массив, распланирована и застроена с удивительной любовью к людям, проживание для которых здесь удобно, комфортно и безопасно. Как видим, все идеи современного градостроительства, которые ныне, на втором десятке двадцать первого века с приходом мэра города Сергея Собянина стали приоритетными, в нашей школе были реализованы давно.
Большая часть учебных корпусов и общежитий школы – это капитальные здания с полуметровой шириной стен, архитектурный стиль которых определяется как советский ампир. Величие, красота и гармония этих зданий сразу наполняла благоговением сердца тех, кому повезло в жизни – учиться в этих святых для каждого вкшовца стенах.
25-метровый бассейн, стадион, столовая, лыжная база, почтовое отделение, врачебный пункт… Места родные и дорогие сердцу. Я с восхищением в том далеком августе 1981 года, будучи еще абитуриенткой, открывала их для себя. И удивлялась: как же все здесь хорошо и удобно – от общежитского порога до главного учебного корпуса метров сто…
Все технические службы на территории школы работали слаженно и четко: за годы учебы ни разу не было сбоев ни с подачей горячей воды, теплоснабжения, электричества. Такого даже быть не могло! Потому что причастность к ВКШ накладывало на людей большую ответственность. И мы знали, что если человек работает в ВКШ, независимо слесарь ли он или инженер, он специалист высокой квалификации.
С высоты сегодняшнего дня понимаешь, сколько сил, труда и любви было положено в благоустройство территории школы. Это фантастическое зрелище: синие ели у главного учебного корпуса… Они доныне мне снятся во сне. Ностальгия! Ну а зеленые ухоженные газоны на всей территории нашей альма-матер, согласитесь, дадут фору знаменитым английским газонам. Удивительной же красоты клумбы создавали полную аналогию с райским уголком… Тенистые аллеи, рощицы, зеленые лужайки с желтыми одуванчиками по весне… Все это наша школа. И, влюбившись, уже невозможно забыть и притушить в сердце глубокую привязанность и нежную влюбленность в этот уголок московской земли. Эту любовь к дорогим Вешнякам и школе я, как, наверное, все выпускники ВКШ при ЦК ВЛКСМ, сохраняю всю жизнь.
Одним из самых ярких первых впечатлений о школе были прекрасные одухотворенные лица людей разных рас и национальностей: казалось, я попала, как поется в калмыцком эпосе «Джангар», в сказочную страну Бумбу, «где счастливы все, где молоды все». Атмосфера взаимного уважения, доброжелательности, всеобщей гармонии и счастья царила на всей территории школы. И это было здорово!
Каждый из ребят – слушателей ВКШ при ЦК ВЛКСМ представлял свой край, область, республику, народ, страну. И каждый из нас был уже интересен этим. Мы знакомились с историей, культурой, традициями разных народов Союза и мира через знакомства с конкретным человеком. Надо сказать, слушатели ВКШ достойно справлялись с ответственностью быть представителем своего народа, страны в уникальном вузе.
Ремарка: здесь с вашего позволения, друзья, допущу в варианте для ФБ и ОК комментарии, в книге которых нет, перечисляются только имена ребят. Немцы Карл (где ты, серьезный берлинский мальчик – лидер немецкой делегации?) и Томас (Томас, ау, твои красивые волосы пепельного цвета до сих пор в памяти!), поляки Марек (где ты, мой разлюбезный товарищ и друг, с которым мы любили поговорить по душам, например, о национальных героях, о литературе, истории, пошутить: у нас были только нам понятные шуточки о литературных героях – лидер польской делегации!), Тони (Тони – тот, что глянет – словно рублем одарит. Тони, отзывайся, увековечила твой образ в повести – будут твои правнуки изучать по нему социализм и коммунизм).
Мальчик из Будапешта Петер — «самый красивый венгр в венгерской делегации» — мой поклонник, который из-за неразделенной любви обливался кармическими слезами — доныне ощущаю их последствия. Прости… Палестинцы Амалия и Зияд (Зияд, прости, что мы с тобой не пошли на демонстрацию 7 ноября 1982 года – проспали с Маринкой. Ты был потрясен нашим легкомысленным отношением к делу революции! А ты, помнится, подготовился к демонстрации со всей серьезностью: плащ-палатка!), монгол Цэрэн ( Цэрэн – поэтическая душа, ты обещал нам показать пустыню Гоби!), Эндрю из Эфиопии ( благодаря тебе, Эндрю, мы узнали много интересного из истории Африки), датчанин Ян (белокурый ангел, поразил меня тем, что был платиновым блондином: впервые видела!), шведка Тина (Тиночка, моя дорогая, ты помнишь наши задушевные беседы, анекдоты не забыла, которые я тебе рассказывала?) и многие, многие другие ребята из многих стран мира.
Ребьята (ребьята — любимое слово Томаса — мягкий лейпцигский акцент!), всех помню, по всем скучаю, всех обожаю и люблю!!!
Однокурсники Катя Черкасова, Сережа Нерубенко (для серьезного человека — серьезные книги: детектив прочитал?), Люба Пантелеева, Игорек Василенко (Игорёшка, где ты?! Отзывайся, приезжай! Помнишь, наш с тобой «прикол» о размерах сазанов в реке Маныч?), Марика Каримова, Саша Сизов (Сашулька, привет! Друг ты мой сердечный, наш курский соловей!), Саодат Мухтарова, Сергей Захаров, Владимир Кононов, Алишер Худойнозаров, Игорь Бредихин, Игорь Сероштанов, Лида Ранта, Таня Барамзина, Саша Сидоров из Казани (ау, Сашка, отзывайся! Книжку прочитал?) и многие многие другие. А также Лариса Варавина, Настя Гребина, Володя Козин, Надя Миронова, Володя Матвеев, Галя Чупыра (моя любимая подруга!), Нина Наумова, Витя Хорошко, Галя Яушкина и многие-многие другие.
Ребьята (ребьята — любимое слово Томаса — мягкий лейпцигский акцент!), всех помню, по всем скучаю, всех обожаю и люблю!!!
Вольный комментарий для ФБ и ОК здесь заканчивается. Далее – по статье из книги.
«Друзья, прекрасен наш союз!» Эти слова, написанные вслед за поэтом мной в сентябре 1982 года в приглашении ребятам на свой день рождения, я повторяю сегодня. Множество ярких неординарных талантливых личностей, собранных вместе… Это впечатляет! И оставляет след от интересного взаимообогащающего общения, честной дружбы на всю жизнь.
«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух..»! Эти пушкинские строки – об организации учебного процесса в школе, где лекции и семинары открывали нам новые миры, учили думать. В стенах родной альма-матер мы попали в высокоинтеллектуальную среду, созданную коллективным трудом наших преподавателей. Увидели воочию и познакомились с умными интересными высокообразованными людьми – нашими преподавателями. И нам выпала честь быть их учениками.
Благодаря их труду и педагогическому таланту, мы получили глубокие и прочные знания и научились думать. И ведь это не просто слова. Когда после первого семестра я приехала на каникулы домой, в Калмыкию, все отмечали невероятные и замечательные перемены, произошедшие во мне. Моя дорогая и любимая мамочка сказала мне:
- Моя дочь стала другой…
И я объясняла своей мамочке: — Понимаешь, мама, я много читала, хорошо училась, но все приобретенные знания лежали во мне «мертвым капиталом». И вот я попала в высокоинтеллектуальную среду школы, и все знания пришли в движение. Мама, я научилась думать, ну и говорить!
И уже позже, после окончания школы, размышляя о таком уникальном явлении, как Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ, поняла, сколь велика здесь роль личности — человека, который создал эту счастливую республику для разноязыкой молодежи. Николай Владимирович Трущенко – ректор ВКШ при ЦК ВЛКСМ. Имя священное для каждого вкшовца.
Фронтовик, чей парадный костюм увешан орденами и медалями. Парадный костюм с орденами и медалями Николай Владимирович одевал только один раз в году. 9 Мая, в День Победы. И мы гордились нашим ректором, когда он, стоя на трибуне на нашем стадионе, говорил краткую и теплую речь, а блеск его боевых наград отсвечивал на зеленой листве майского леса, на значках ребят – десантников из Псковской военно-воздушной десантной дивизии, приглашенных на празднование Дня Победы, на наших лицах.
Одна из главных побед Николая Владимировича в борьбе за идеологию и концепцию развития школы, на мой взгляд, остается еще неоцененной. В нашей школе царили лицейское вольнодумство и свободомыслие. Мы читали Ницше, Бердяева, Зиновьева, Карнеги, увлекались Камю и Сартром, спорили о Фрейде, знали поэзию Бродского, Цветаевой, Ахматовой, Мандельштама. В нашем кинотеатре шли фильмы, запрещенные к широкому показу в Союзе. Мы слушали зарубежную эстраду и рок-музыку (на онлайн-концертах в ЦТ полюбила Далиду, «Битлз, «АББА», «Роллингов»; Мик Джаггер — красавчик!)
В этих фактах – широта взглядов нашего ректора, его честность и мужество, бескомпромиссность в отстаивании своей позиции в высоких кабинетах. А также ответственность за будущее, которая всегда была присуща русскому интеллигенту. Его высокий профессионализм педагога и руководителя – в той атмосфере жажды знаний, познания мира, которая царила в нашей школе.
«Четверка» у нас на факультете «б» не считалась оценкой. Только «отлично» — с таким азартом мы учились. Но никакой зубрежки! Философия – любимый предмет нашей группы. Каждый семинар – это парад интеллектов! Блеск молодых умов! Никто не ограничивал нас в наших суждениях и умозаключениях, мы были внутренне свободными людьми, что было, говорю с высоты сегодняшнего дня, результатом мудрой и бережной политики руководства нашей школы, в первую очередь ректора, в деле образования и воспитания молодежи.
Благодаря защите и твердой позиции Николая Владимировича, по моему мнению, в школе работали неординарные и интересные преподаватели. Например, лекции по философии читал нам профессор Алексей Васильевич Мялкин. Доныне в памяти корпускулярная теория мира, миры и антимиры по лекциям нашего профессора. Ведь никакой догматики! А со стороны, наверняка, многим нашим оппонентам казалось, что слушателей ВКШ зомбируют только марксистско-ленинской философией. Ничего подобного! В школе слушатели получали блестящее гуманитарное образование на самом современном уровне.
Человек яркий и умный, сильная личность Николай Владимирович собирал вокруг себя людей интересных и талантливых. Конечно же, я имею в виду нашу дорогую Клару Павловну Скопину, заведующую кафедрой журналистики. Человек большого таланта, огромной души и добра Клара Павловна стала для нашей группы, факультета, всей школы центром духовности, примером нравственной чистоты и служения людям. Восхищаясь своим педагогом через годы, я понимаю, таких людей как наша дорогая Кларочка, иной раз мы так называли Клару Павловну между собой, попросту нет.
И нам посчастливилось учиться у нее. Мы читали ее статьи и книги, слушали лекции и публичные выступления и всегда поражались широте души Клары Павловны, открытости ее сердца, ее сострадательности, готовности по первому зову идти на помощь, дарить людям свое тепло. И сейчас через годы я восхищаюсь нашим педагогом, ее талантом «глаголом жечь сердца людей» и преклоняюсь перед силой ее духа.
Незабываемые впечатления остались в памяти о занятиях преподавателя (простите, не помню имени, отчества!) Баранова, который уже тогда, в начале 80-ых годов, говорил о необходимости модернизации и изменении системы государственного управления. И нам на семинарских занятиях на доске рисовал схему, которую он предложил на Старой площади, где согласились во многом с нашим преподавателем, но… выразительно показали пальцем вверх. Мы уже тогда знали о двойных стандартах, которыми начала жить страна…
Нас всех воспитывали патриотами своей страны. Со всей пылкостью молодости мы спорили о том, какие нужны перемены. И каждый из нас горел желанием, своим трудом внести достойный вклад в процветание родины. И это были не просто декларации, а убеждения: многие наши ребята добровольно уходили на службу в Афганистан. Выполнять интернациональный долг, защищать интересы страны. Иначе быть не могло: поколение нашего ректора завоевали Победу, наше поколение строили свою жизнь, во главу поставив интересы родины. Так мы соизмеряли свою жизнь и свои поступки по той высокой планке, которая была задана нам нашими педагогами. Мы брали с них пример.
Николай Владимирович поразил меня своей исключительной демократичностью, придя по приглашению в наше общежитие на день рождение нашего однокурсника Володи Кононова. Это было невероятно! Только один из нас решился пригласить ректора на свой день рождения. И Николай Владимирович не отказал! Сейчас вспоминая этот случай, думаю, наш ректор по-отечески относился к каждому из нас. И искренне любил нас, своих детей. В каждом из нас была и есть доныне частичка его души. Мы каждой своей клеточкой впитали ту атмосферу ВКШ, которую он создал.
Николай Владимирович беседовал с нами на том памятном дне рождении, и каждый из нас чувствовал в нем бесконечно родного человека. Такое удивительное чувство охватывало человека при общении с Николаем Владимировичем.
И еще, вспоминая этот случай, я понимаю, почему именно Володя Кононов решился пригласить ректора. Уже тогда Володя мог посмотреть и оценить ситуацию не с привычных позиций, принять нестандартное решение, уже тогда он имел сильный характер, умел рисковать и выигрывать.
У талантливых педагогов – талантливые ученики! А иначе быть не могло: ведь даже простое общение с такими людьми как Николай Владимирович – это университеты. А мы еще у них и учились.
Наш ректор был от природы красивым человеком. От него словно шел свет. И этот свет сильной личности, красивого человека – нашего ректора Учителя Николая Владимировича Трущенко – согревает нас, его учеников, слушателей Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, через годы.
Николай Владимирович, мы Вас любим и помним!
На снимках:
ТРУЩЕНКО Николай Владимирович (1923 — 1997) — ректор Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ (1969 — 1986), доктор исторических наук, автор трудов по истории ВЛКСМ. Герой Советского Союза Алия Молдагулова. Наша Высшая комсомольская школа.
Татьяна МАНДЖИЕВА
(литературный псевдоним Татьяна Лотос),
выпускница ВКШ при ЦК ВЛКСМ 1983 года,
журналист, писатель,
член Союза российских писателей.