При внимательном взгляде на промышленную карту России становится очевидно: большинство современных промышленных гигантов, локомотивов нынешней российской экономики, были рождены ударными комсомольскими стройками.
Международная ассоциация выпускников Высшей комсомольской школы (МАВ ВКШ) и «ПРОМФРОНТ» начали работу над проектом «Великие стройки – Россия». Цель этой многосторонней работы – выявить и показать все самое лучшее, что использовалось при строительстве и организации производства не только в советское время, но и до революции, и в настоящее время.Ударные стройки времен СССР в массовом сознании еще вызывают определенные, часто негативные, ассоциации, связанные с крушением советского уклада, порой они весьма идеологизированы – слишком долго в конце 80-х и в 90-х годах XX столетия говорилось о негативных сторонах массовой индустриализации. Но с течением времени совершенно очевидным становится факт, что без нее Россия осталась бы на задворках мировой цивилизации. Теперь, отринув всякую идеологию, кроме чистого прагматизма и, если угодно, критического патриотизма, пришло время использовать накопленный опыт для движения вперед. Мало кого сегодня нужно убеждать в необходимости новой индустриализация. Цифровая экономика, за которую ратует президент Владимир Путин, немыслима без организации и строительства новых производств.
При внимательном взгляде на промышленную карту России становится очевидно: большинство современных промышленных гигантов, локомотивов нынешней российской экономики, были рождены ударными комсомольскими стройками.
Международная ассоциация выпускников Высшей комсомольской школы (МАВ ВКШ) и «ПРОМФРОНТ» начали работу над проектом «Великие стройки – Россия». Цель этой многосторонней работы – выявить и показать все самое лучшее, что использовалось при строительстве и организации производства не только в советское время, но и до революции, и в настоящее время.Ударные стройки времен СССР в массовом сознании еще вызывают определенные, часто негативные, ассоциации, связанные с крушением советского уклада, порой они весьма идеологизированы – слишком долго в конце 80-х и в 90-х годах XX столетия говорилось о негативных сторонах массовой индустриализации. Но с течением времени совершенно очевидным становится факт, что без нее Россия осталась бы на задворках мировой цивилизации. Теперь, отринув всякую идеологию, кроме чистого прагматизма и, если угодно, критического патриотизма, пришло время использовать накопленный опыт для движения вперед. Мало кого сегодня нужно убеждать в необходимости новой индустриализация. Цифровая экономика, за которую ратует президент Владимир Путин, немыслима без организации и строительства новых производств.
Почему этим проектом занялся «ПРОМФРОНТ»?
Для содействия и пропаганды качественно нового экономического подъема России организация и была создана. Ограничимся лишь цитатой нашего вдохновителя, великого русского ученого и, как он сам себя призывал называть, «прежде всего экономиста» Дмитрия Ивановича Менделеева: «Сознательная же, т.е. мудрая, а не фаталистическая покорность исторической связи с прошлым уже потому необходима, что, столь властная в области духа и слова, в науке и искусстве, свободная, даже своевольная фантазия совершенно бессильна, ничего творить не может в области, определяемой законами природы и природного развития». Ну и вдобавок: «Заводы и фабрики, таким образом исторически необходимые, сами собой, однако, не вырастут, как вырастают грибы».
Почему мы нашли живой отклик на этот проект в МАВ ВКШ?Во-первых, потому что выпускники ВКШ сегодня — это государственные люди, депутаты, видные ученые, руководители предприятий. То есть, это значительная часть активного класса управленцев, всерьез обеспокоенных экономическим и социальным развитием современной России. Практически никто из выпускников ВКШ не потерялся в «эпоху перемен» 90-х годов прошлого века и сегодня занимает достойное место в современном российском обществе.
Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ была одним из лучших учебных заведений СССР, где готовились кадры высококвалифицированных руководителей. Достаточно сказать, что соотношение слушателей и преподавателей было одним из самых высоких в мире – один преподаватель приходился на восемь студентов. И это был цвет советской науки.
Важным фактором является то, что слушатели ВКШ набирались из всех слоев общества, из всех республик и регионов СССР. Это были одни из самых талантливых молодых людей, для которых реально работал социальный лифт ВКШ. Учебное заведение не прекратило своей работы и в наше время – ныне это Московский гуманитарный университет.
«Всегда на поворотах истории в России создавались особые учебные заведения для управленческого корпуса, — говорит Геннадий Матрюхин, один из основателей МАВ ВКШ, в недавнем прошлом Первый заместитель директора Института книжной культуры и управления РАН, директор издательства Московского университета печати имени Ивана Федорова, профессор, — необходимы были всесторонне и глубоко образованные кадры. Поэтому ВКШ вполне можно сравнить с той ролью, которую сыграл в истории государственного строительства, науки и культуры России Царскосельский лицей».
Во-вторых, интерес Международной ассоциации выпускников высшей комсомольской школы к проекту обобщения опыта великих строек России обусловлен тем, что в 2018 году исполняется 100 лет комсомолу. Как бы мы, ныне живущие, не относились к ВЛКСМ, приходится признать, что его социальное и, что очень важно, культурное наследие трудно переоценить. Ведь, еще раз повторимся, это был важнейший социальный лифт того общества, и аналогичного института в современной России просто нет.
Комсомол был сильнейшей организационной, мобилизующей молодежь силой в СССРОдним из важных инструментов ВЛКСМ были студенческие строительные отряды (ССО), опыту которых в проекте «Великая стройка – Россия» будет уделено не последнее место. Выпускники ВКШ давно интересуются этой темой уже с научной точки зрения. Цитируемый выше Геннадий Матрюхин защитил кандидатскую диссертацию по этой теме. Проектор Московского гуманитарного университета и в прошлом комиссар Всесоюзного студенческого стройотряда Виктор Приступко написал монографию. Дмитрий Пеньковский, профессор, академик АПН, заведующий отделом Национального института бизнеса в своих мемуарах «ВКШ в нашей жизни» уделил большое внимание участию слушателей в работе студенческих стройотрядов. И это легко объяснимо – как активисты комсомола слушатели ВКШ стали и лидерами в ССО. Да ведь и любой студент ВУЗа советского времени прошел школу ССО. Профессиональный опыт, впечатления, понимание многих сторон жизни, полученные там, не забыты до сих пор.
Всесоюзные студенческие строительные отряды были комсомольским всесоюзным проектом ЦК ВЛКСМ для студентов высших и средне-профессиональных учебных заведений. Формировались временные трудовые коллективы, для добровольной работы в свободное от учёбы время на самых разных объектах народного хозяйства Советского Союза. Все это имело государственный и всеохватывающий характер в СССР. Стройотряды прежде всего направлялись на объекты народного хозяйства СССР, относящиеся к ударным комсомольским стройкам.
Важно отметить, что труд студентов в ССО был не только добровольным, но и оплачиваемым. Студенты участвовали в таких «ударных стройках века», как БАМ, ВАЗ, КАМАЗ, «Гигант на Иртыше» ТНХК СИБУР в Тобольске, Саяно-Шушенская ГЭС, комбинаты в Норильске и Магнитогорске, нефтяные месторождения Тюмени, и, наконец, в освоении целины. Кроме того, в каждой республике, области, районе были свои предприятия, которые возводились с помощью ССО.
Стройотряды породили целый романтизированный пласт в советской культуре – появилось огромное число образцов стройотрядовской лирики — песен, стихов, рассказов и повестей.
Командир студенческого строительного отряда»Комиссары» Высшей Комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ В.Журко. Норильск. 1976. Комсомольская путёвка — документ, по которому в СССР районный комитет ВЛКСМ направлял комсомольца на временную или постоянную работу на ударные стройки или на службу в армию В стройотрядах формировалась особая трудовая этикаЕё можно назвать, конечно, социалистической, но на наш взгляд она была просто человеческой и рациональной. Парадоксальным образом оказалось, что такой подход к делу ближе всего к американской модели отношения к труду. «В Норильске, где мы вели ветку для местного газопровода, наше задание заключалось в том, чтобы провести по тундре, по болотам 2,5 километра, а мы сдаем почти 5 километров, — вспоминает Дмитрий Пеньковский, — управляющий трестом не поверил этому и лично с теодолитом лазал по трассе в болотных сапогах, все перепроверял. Результатом этой проверки стала отдельная премия для всего отряда. Все полученные в стройотрядах навыки пригодились в практической деятельности».
Конечно и сегодня существуют Российские стройотряды (РСО), но они все же отличаются подходами к организации процесса: «Очень важным для слушателей ВКШ, да и для любого студента иного ВУЗа, было то обстоятельство, что будущие инженеры, специалисты и, как сейчас принято говорить, менеджеры, зачастую занимались неквалифицированным трудом, — вспоминает Геннадий Матрюхин, — они оказывались в рабочей среде и усваивали навыки общения, умения жить и работать в трудовом коллективе, в трудных бытовых условиях. Параллельно стройотрядовцы формировали себя как профессионалов. Это было своего рода движение снизу, рождающее настоящего специалиста. И вот с одной стороны – ехали в ССО и за романтикой и за заработком, а с другой — оказывались в коллективе, где царила творческая атмосфера во внерабочее время. Кроме того, в стройотряды брали так называемых «трудновоспитуемых» подростков — а это бесценный социальный и педагогический опыт, который шел на пользу и студентам и детям, оказавшимся, как теперь говорят «в трудной жизненной ситуации». Я уже не говорю о том, что, кроме всяких праздников, различных Дней спорта, вежливости, Нептуна, строителя, розыгрыша, анархии, находилось время, силы и самое главное желание построить в селе памятник погибшим в Великой Отечественной войне. Одним словом, юношеский максимализм и энергия были потрачены на благо».
Владимир Журко четыре раза был командиром ССО ВКШ, ныне он ректор Московского института международных социально-гуманитарных связей. Он подчеркивает: «Движение ССО, кроме производственного опыта, давало в целом понимание и осознание общества и государственных задач. Для ребят из Москвы. Ленинграда и других городов открылась возможность по-иному, более широко и пристально, посмотреть на нашу страну. Происходило становление настоящей личности. Каждый понимал: твой участок работы — это часть большого единого целого. Ты делаешь что-то важное и нужное людям всего СССР. Очень пригодилось в будущем, конечно, и прямое общение с рабочими, и реальное использование порой сложной техники. И что, по-моему, важно: 10-15% ребят, которые с нами работали в ССО в Норильске, потом вернулись туда уже на работу».https://prom-front.livejournal.com/18903.html
Следите за проектом
«Великая стройка – Россия»