Матрюхин Геннадий Иванович Gennadi Matriuhin
Годы работы в аппарате ЦК ВЛКСМ:
Инструктор, ответорганизатор Сектора
подготовки и переподготовки кадров
Отдела комсомольских органов ЦК ВЛКСМ
(с 1974 по 1978 гг.).
«Я в мир удивительный этот пришел» в 1955 году, когда меня приняли в ряды ВЛКСМ и вручили членский билет стального цвета с силуэтом вождя всех народов!
Родился в первой половине прошлого века в городе Енакиево Сталинской (Донецкой) области. После службы в рядах Советской Армии (ГСВГ) учился в Рязанском госпединституте на литфаке, затем окончил с «отличием» отделение «Истории на французском языке». Стажировался в Сорбоне.
Доктор исторических наук, профессор, член Российской академии естественных наук, Почетный профессор Софийского государственного университета библиотековедения и информационных технологий, Заслуженный работник академического книгоиздания.
В 60-70 гг. находился на комсомольской работе в г. Рязани. В 1973 году закончил аспирантуру ВКШ при ЦК ВЛКСМ первого набора. Защитил диссертацию по проблемам коммунистического воспитания студенческой молодежи и был рекомендован на работу в аппарат ЦК ВЛКСМ.
Работал преподавателем, зам. заведующего кафедрой, заведующим учебно-методическим отделом, Деканом факультета молодежных организаций социалистических стран, Советником по делам молодёжи в Лаосе. Был одним из руководителей Всесоюзной книжной (Российской) палаты, заместителем генерального директора «Академиздатцентра «Наука» Российской академии наук, первым заместителем директора Института книжной культуры и управления РАН, директором издательства Московского университета печати им. Ивана Федорова.
В настоящее время — член комиссии Минобрнауки РФ по вопросам издания учебной литературы, эксперт издательских программ Правительства Москвы, зам. главного редактора журнала «Известия высших учебных заведений. «Проблемы полиграфии и издательского дела»», член редколлегии научно-книговедческого сборника «Книга. Исследования и материалы», «Вестника академии российских энциклопедий», «Вестника украинской книжной палаты». Член Союза писателей и Союза журналистов, сотрудничаю с организациями отрасли печати, учебными и научными заведениями России, Украины, Болгарии, Германии и др. стран.
Имею правительственные награды. Награжден также дипломами, почетными грамотными министерств и ведомств СССР, Российской Федерации, Правительства Москвы, Болгарии, Казахстана и Украины.
Из многочисленных комсомольских наград особенно дорожу Почетной грамотой Сталинского обкома комсомола, полученной в 1953 году «За отличную учебу и примерное поведение», будучи учеником 4-ого класса. Насчет примерного поведения не уверен, а все другое правильно. Между прочим, грамота подписана легендарным Владимиром Ефимовичем Семичастным, который позже стал первым секретарем ЦК ЛКСМ Украины, затем первым секретарем ЦК ВЛКСМ, председателем КГБ СССР, первым заместителем Председателя Совета Министров СССР.
Спустя почти 50 лет, в кругу друзей Юрия Владимировича Торсуева — Генерального директора Российской книжной палаты (секретаря ЦК ВЛКСМ в 70-гг.) среди которых были В.Е. Семичастный, С.П. Павлов, Л.К. Балясная, Н.Н Месяцев и др., набравшись, уж не знаю чего, наглости или смелости, похвалился этой наградой, что послужило хорошим поводом для теплых воспоминаний.
В марте 1974 года, после защиты диссертации, меня неожиданно пригласили в ЦК ВЛКСМ к Борису Николаевичу Пастухову. В кабинете присутствовал секретарь ЦК В.А. Житенев, курировавший студенческую молодежь. После нескольких обычных традиционных в таких случаях вопросов, ответов и поздравлений, Борис Николаевич сказал, что через несколько минут состоится заседание Секретариата ЦК, а Владимир Андреевич предлагал рассмотреть твою кандидатуру на должность комиссара Всесоюзного студенческого отряда, учитывая прошлую работу в ССО и тему диссертационного исследования. «Как ты относишься к такому предложению?» Я был настолько смущен, польщен и обрадован, что вместо благодарности за такое высокое доверие, смог сказать только то, что ЦК ВЛКСМ виднее как использовать мои скромные возможности. Борис Николаевич произнес слова, которые я запомнил на всю жизнь — «Достойный ответ! Достойных берем в ОКО».
Вскоре, я был утвержден инструктором Отдела комсомольских органов ЦК ВЛКСМ , а комиссаром ВССО стал Евгений Белый, который все это время сидел в приемной и ждал своей участи.
Чтобы у взыскательного читателя не возникало коллизий о поспешности кадровых решений, хочу сказать, что перед этим мне пришлось поучаствовать в работе комиссий ЦК, побывать в командировках и подготовке отдельных документов. Скажу прямо — участие мое было более чем скромным и очень робким, но доверие было высоким. Мудрый Борис Николаевич далеко смотрел вперед и понимал, что окончательно сформированный к этому времени сектор подготовки и переподготовки комсомольских кадров, в который я был направлен для работы, был очень ответственным участком деятельности комсомола. Ведь кадры решают всё! А новые условия требовали нового подхода к их обучению.
Все годы комсомол был школой, в которой постепенно сложилась своя система подготовки и переподготовки собственных кадров.
Следует отметить одну важную особенность нашей страны: на крутых поворотах истории всегда создавались уникальные учебные заведения, игравшие исключительную роль в становлении, развитии и защите Отечества. Императорские училища, пажеские и кадетские корпуса, институты благородных девиц, Царскосельский лицей, суворовские и нахимовские училища, Коммунистический университет, партийные и комсомольские школы — все они выполняли свою историческую миссию.
В этом славном ряду учебных заведений особое место занимает Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ. Она была создана на базе Центральной комсомольской школы в уникальной парковой зоне Шереметьевских дворцов, где в 30-е годы находилась научно-испытательная база ОСОАВИАХИМа (прообраз ДОСААФ), затем Центральная снайперская школа, а в годы Великой отечественной войны-легендарная Центральная женская снайперская школа.
50 лет тому назад, ЦК КПСС дважды принимал исторические решения (а говорят не было молодежной политики — была, да еще какая!), посвященные молодежи и комсомолу. События развивались столь стремительно, что уже менее, чем через год было создано высшее учебное заведение первой категории с высококвалифицированным кадровым составом, завидной материально-технической и учебно-методической базой, собственной аспирантурой.
На ВКШ было возложено в т.ч. руководство зональными республиканскими и областными комсомольскими школами. Их пока еще было не много, но к концу 80-х уже более 40. И были они настоящими, учебными и методическими центрами молодежной культуры. В них прошли обучение около 150 тысяч комсомольских работников.
За короткий срок, при активной поддержке государства, ВКШ превратилась в крупный учебно-исследовательский центр. Высшую комсомольскую школу строила вся страна. Лучшие молодые преподаватели, исследователи, молодые переводчики были направлены на работу в ВКШ.
Не только гражданские специалисты. Например, кафедру военнопатриотического воспитания возглавлял Г ерой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель Г.К. Мосолов, кафедру военной подготовки — один из создателей ВДВ генерал-лейтенант И.И. Лисов, штатными преподавателями были генерал-майор А.П. Жало, Герой Советского Союза, морской летчик полковник В.А. Наржимский, офицеры Рязанского десантного училища. Тщательно продуманная структура школы позволяла готовить специалистов не только с высшим образованием, но и давать второе образование, готовить специалистов через аспирантуру и докторантуру. Неповторимые практики, встречи с выдающимися людьми планеты, заложенная в период обучения ориентация на общечеловеческую мораль, общественное благо, семейные ценности, позволила ее выпускникам в условиях меняющегося мира найти свое место в жизни.
Высшую комсомольскую школу закончили более 6 тысяч отечественных и 10 тысяч зарубежных слушателей, около 3-х тысяч защитили диссертации, почти 14 тысяч прошли переподготовку на факультете повышения квалификации.
Социологические исследования, при всей своей ангажированности дают относительно объективную картину. Социологи подсчитали, что выпускники ВКШ реализовали себя: в России
реализация в социуме — 87%
— госслужба и сфера образования — 37%
— политика — 10%
— дипломаты — 12%
— спецслужбы — 16%
— журналисты — 10%
— бизнес — 15%
в зарубежных странах
— политика — 35%
— образование -10%
— бизнес — 55%
Востребованность выпускников в политике
— Юго-Восточная Азия — 35%
— Восточная Европа — 20%
— Латинская Америка — 20%
— Африка — 18%
— Ближний Восток — 7%
Вот таков неполный социальный лифт наших выпускников!
Особого внимания заслуживает обучение зарубежных слушателей, которое началось еще в ЦКШ. Первыми на учебу приехали монголы, немцы, албанцы, румыны и китайцы, затем из других стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. В семидесятые годы здесь уже обучались представители молодежных организаций от Японии до Чили и Никарагуа — более чем из 100 стран мира. Потом многие из них стали видными государственными, политическими и общественными деятелями, министрами, премьерами и даже президентами своих стран.
Следует отметить, что ни одно серьезное событие в стране не проходило без прямого или косвенного участия Школы. Регулярно посещали и принимали участие в ее жизни почти все выдающиеся писатели, поэты, ученые, космонавты, военачальники, артисты, высокие зарубежные гости. Все самые выдающиеся! Существовал неписанный закон — если ты великий, то должен побывать в ВКШ при ЦК ВЛКСМ и выступить перед будущими молодежными лидерами! Список этих людей мог бы занять не один десяток страниц.
50 лет назад было создано учебное заведение, которое успешно выполнило свою историческую миссию. Оно было построено усилиями государства, которое ни на минуту не забывало о роли и месте молодежи в обществе, постоянно направляя ее неугомонную энергию в строительство страны.
Накануне 100-летия комсомола назрела необходимость возрождения системной работы с молодежью, которая требует соответствующей подготовки необходимых кадров. Любопытный факт. В различных регионах России, а также в странах СНГ возникают (под разными названиями) школы резерва кадров из числа молодежи. Характерно, что принципы подбора слушателей и организация учебного процесса проводится по методике ВКШ.
Ассоциация «Международное объединение выпускников ВКШ при ЦК ВЛКСМ», включающая в себя квалифицированных педагогов, ученых, успешных бизнесменов, государственных и общественных деятелей многих стран, могла бы принять участие в этом деле. Политологи, думайте!
Мои комсомольские годы проходили в период наивысшего расцвета великого и могучего Советского Союза. Как молоды мы были, как искренно любили, как верили… С глубокой благодарностью и любовью вспоминаю своих рязанских друзей по совместной работе — Вячеслава Колосовского, Владимира Голованова, Владислава Крысанова, Юрия Балыбердина, Славу Бокова, Володю Барановского, Володю Григоренко, Юру Еремкина, Колю Иванова, Романа Титова, Сашу Ножкина, Васю Работкина, Юру Разумова, Володю Сапфирова, Толю Сенина, Женю Фадеева, а также родную библиотеку им. Горького. Это очень длинный список, не пресловутых «волонтеров», а комсомольцев-добровольцев! Только в год обмена комсомольских документов, будучи секретарем Советского РК ВЛКСМ, было вручено 21 тысяча (!) комсомольских билетов. Такова была численность районной организации, в которую входили крупные промышленные организации, НИИ, почти все ВУЗы, три военных училища, среди них легендарное десантное.
В год 50-летия ВЛКСМ Рязанскому Высшему Десантному Дважды Краснознаменному училищу было присвоено имя Ленинского комсомола. Почетную грамоту Президиума Верховного Совета СССР вручал Евгений Михайлович Тяжельников. Таким счастливым я видел его дважды (второй, когда он вручал Знамя Высшей комсомольской школе). Это был старт празднования юбилея ВЛКСМ в Рязани. Советские десантники показали свое
мастерство, которое словами описать трудно — это нужно было видеть. В этом же году и училище отметило свой 50-летний юбилей.
Никогда не забуду свой «яростный стройотряд» от Рязани до Сахалина и Кунашира. Воспоминания о Рязани — это, как первая любовь, и она таки была! Рязань ˗ моя родина, там прошли мои лучшие годы. Мы чувствовали себя молодыми хозяевами страны.
Работа в Отделе комсомольских органов ЦК ВЛКСМ — особая песня. ОКО-это неповторимое братство единомышленников и, одновременно, очень разных людей. Возможно были пройдохи и проходимцы, но преобладали первопроходцы. Именно они были гвардией ЦК, а работа в Отделе — это как дворянское звание — «почет и уважуха на всю оставшуюся жизнь». Один пример, когда в конце бандитских 90-хх сгустились тучи над Книжной палатой, по «кремлевке» я связался с В.Н. Шевченко (Сектор Закавказья)- помимо родственников, это был очень близкий человек Б.Н. Ельцину. Владимир Николаевич мгновенно устроил мне встречу в Правительстве, затем лично с Чубайсом (Госкомимущество) и Книжная Палата была спасена! Вот это гвардия, хотя и белая!
Общепризнанная главная структура аппарата ЦК — это школа школ, без которой трудно было бы работать в таких сложных организациях, как Всесоюзная книжная Палата, НИИ книги, Институт книжной культуры и управления РАН, издательстве «Наука» и т.д.
Высшую школу управления мне преподали Владимир Титович Иванов, Виктор Гаврилович Волчихин, Геннадий Алексеевич Шепилов, Юрий Александрович Томак. Это были и наставники, и надежные друзья, и искренние товарищи особенно в трудные минуты, которых тоже было немало. Гвозди бы делать из этих людей, а еще лучше Премьеров и губернаторов!
Сектор этого периода — четыре «Г» (Геннадий Кулиш, Геннадий Шепилов, Галина Смирнова, Геннадий Матрюхин) и два «Б» (Баширова Люда и Бронислав Лисин), так называли нас ребята в ОКО. Потом добавилось одно «П» — это Пилипенко Коля, который самоотверженно взялся за региональные комсомольские школы. Это ему помнят до сих пор. Про таких людей говорил поэт: «Природа — мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру — заглохла б нива жизни!»
Хорошие воспоминания остались от совместной работы с территориальными Секторами по отбору абитуриентов в ВКШ, их учебы и распределения. Там ведь тоже коллизий было достаточно. При всём их количестве, отмечаю высокую сознательность выпускников, — не было ни одного отказа от работы по распределению. В школе ведь учились и Павел Ангелин — внук легендарной трактористки Паши Ангелиной, и Саша Косарева — внучка Александра Косарева-Генерального Секретаря ЦК ВЛКСМ 30-х годов, а орденоносцев и депутатов из знойных республик — тьма-тьмущая! Еще нелегалы, дети руководителей международного коммунистического и рабочего движения. Каждому — внимание и забота! Но атмосфера школы, здоровое большинство ребят, особенно прошедших службу в рядах Советской Армии и имеющих приличный опыт работы в первичных организациях и немалый жизненный опыт, быстро ставили все на место. В этом ряду я не могу не вспомнить с благодарностью Лилю Бочкарёву, Сергея Полищука, Славу Коновалова, Володю Журко, Володю Перепелицу, Володю Родионова, Наташу Михайличенко, Геннадия Бордюгова, Павла Покутного, Юрия Русанова, Сашу Королёва и др.
Работа с ректоратом, деканами и кафедрами была ровной, но напряженной. Особенно много хлопот доставляли анонимщики, проблемы удавалось решать с помощью Николая Владимировича Трущенко. Об этом замечательном человеке нашего времени сказано немало. Выпускники ВКШ написали о нём замечательную книгу — «Ректор из поколения Победы.» К слову сказать, окружение Н.В. Трущенко было соответствующее, по крайней мере на период первого состава ректората. Многим, кто имел отношение к Школе, останутся в памяти — первый проректор ВКШ Юрий Васильевич Дербинов, мой научный руководитель, к которому я испытываю пожизненную благодарность. Удивительный человек, большой ученый, прирожденный учитель, это был интеллигент высшей формации, личность исключительно масштабная, с огромным достоинством выражавшая свою гражданскую и политическую позицию. Его отец — старый партийный работник, работавший и друживший с Ю.В. Андроповым с комсомольских лет до конца жизни. Они жили на Кутузовском проспекте, 26, где была также квартира Л.И. Брежнева. До самой кончины Юрия Васильевича (1999 г.), мне приходилось много раз бывать в этом доме, даже после того, как Дербинов Ю.В. перешел на работу в АОН при ЦК КПСС. На кухне, в рабочем кабинете пришлось услышать и сразу не совсем понять много предстоящего для партии и страны.
В жизни, помимо моих дорогих родителей и дедушки Савелия Митрофановича, мариупольского казака, Георгиевского кавалера, большую роль сыграли друзья детства, учителя, командир 21-ого Гвардейского, орденов Суворова и Кутузова отдельного танкового полка, Герой Советского Союза, участник войны полковник Кияшко. Особую благодарность за многолетнюю дружбу и товарищескую поддержку до сих пор испытываю к профессору Борису Владимировичу Ленскому — ведущему специалисту книжного отдела в нашей стране и за рубежом.
Не могу не упомянуть жену Людмилу, подарившую мне дочь и сына, воспитавшую внученьку Настеньку. Но она была еще и секретарем горкома молодогвардейского Краснодона! Её биография богаче моей.Атмосфера учебы и жизни в ВКШ была неповторимой, очень насыщенной и творческой. Этому способствовали и профессорско-преподавательский состав и состав слушателей — лучших представителей молодежи со всех уголков не только нашей страны, но и почти половины мира. Такого сообщества талантливых, по-хорошему амбициозных людей не было ни в одном вузе.
История ВЛКСМ, частичку которой представляет эта книга, — это наше общее национальное достояние, которым мы гордимся, и которое у нас никому не отнять. Пройдут десятилетия (может быть больше), сложатся новые молодёжные движения, с новыми вождями, но Комсомол будет жить, ибо он своей жизнью занял такое место в истории, что будет под охраной этой самой истории и будущие поколения осуществят его мечты.
Имею около 100 публикаций, большая часть которых составляют учебные, учебно-методические и научные работы, используемые в педагогической практике, среди них:
Менеджмент в книжном деле. Учебник для вузов. М.: МГУП, 2016.