Более 50 лет назад, при поступлении в Высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ, четырёх лет учиться в первом комсомольском вузе страны на факультете истории и коммунистического воспитания молодёжи, где ректором был Николай Владимирович.
Наше знакомство произошло на центральной аллее ВКШ, где мы, тогда ещё абитуриенты, в период вступительных экзаменов собирались вечерами, знакомились, обсуждали предстоящие экзамены, пели, танцевали под музыку из приёмников или аккомпанемент гармошки, баянов и аккордеонов. Звучала музыка на национальных инструментах и речь представителей молодёжи более чем из 50 стран мира. Это был настоящий форум и комсомольское братство молодых людей, приехавших в Москву со всех областей и республик СССР поступать в только что созданный комсомольский вуз на два его факультета: четырёхгодичный и двухгодичный. Очень многие преподаватели, в том числе и ректор, жили вместе с абитуриентами и слушателями из зарубежных стран в жилых корпусах «А», «Б» и «В», а также в жилом доме на территории школы. Несмотря на огромную занятость (вуз только создавался и необходимо было решать множество организационных, учебно-методических, кадровых и иных вопросов), Николай Владимирович так же, как и мы, вечерами выходил в наш прекрасный вэкашовский парк, прогуливался по его аллеям, знакомился и беседовал со многими из нас, тогда ещё абитуриентами. Вместе с нами он пел, участвовал в импровизированных играх. Здесь же были и наш будущий декан Иван Сергеевич Хорин, секретарь приёмной комиссии Юлия Владимировна Сергутина, секретарь парткома Анатолий Александрович Сазонов, зав. сектором кадров аппарата ЦК ВЛКСМ Борис Аристов, другие преподаватели ЦКШ, а теперь уже ВКШ, которые не только отдыхали вместе с нами, но и вели большую работу по изучению будущих слушателей. Именно тогда я впервые увидел Николая Владимировича. В ходе непринуждённой беседы он увлёк меня по дорожке главной аллеи, расспросил, кто я и откуда, чем занимался до приезда в Москву, почему решил поступать в ВКШ. Разговор шёл непринуждённо и затрагивал не только мою автобиографию, но и проблемы комсомола, его истории, вопросы деятельности комсомольских организаций в армии, пройдя которую, я поступал в Школу международных отношений.
Так, прогулявшись до центрального входа и обратно, мы расстались. Очередная встреча состоялась уже на собеседовании по вопросам истории ВЛКСМ и комсомольской работы. Здесь вопросов он мне никаких не задавал, а только сказал членам комиссии, что со мною беседа у него уже состоялась ранее и он имеет представление о моих знаниях. Оценки на экзаменах и собеседованиях при поступлении нам не объявляли, но абсолютное большинство тех, кто прошёл отбор, были действительно достойны поступления, а те пробелы в школьных знаниях, которые имели многие, были быстро компенсированы введением спецкурса по русскому языку, индивидуальной работой по другим предметам. Не знаю, чья это была идея, отбирать по результатам общей оценки о личности поступающего в комсомольский вуз и его организаторских способностей, с учётом потребности в квалифицированных комсомольских кадрах не только в областях России, Украины, Белоруссии, но и других республиках СССР, но она была оправданна. Никакой современный ЕГЭ не сможет заменить её. Все выпускники ВКШ при ЦК ВЛКСМ первого набора получили прекрасные знания, умения и навыки, состоялись как личности, заняли достойное место в нашем обществе.
В последующие годы учёбы о Николае Владимировиче у меня сложилось несколько двойственное мнение: с одной стороны, он был строг, несколько суховат, с другой, безу-словно, обладал сильным волевым характером и большой работоспособностью, что про-являлось в использовании методов жёсткого администрирования как в управлении вузом, так и в отношениях с партийной и комсомольской организациями. Несмотря на то что мне пришлось быть членом комитета ВЛКСМ ВКШ все годы учебы, не припомню участия Николая Владимировича на его заседаниях непосредственно в помещении Комитета, за исключением тех, в которых участвовал Б.Н. Пастухов. Периодически ректор собирал нас у себя в кабинете и ставил задачи перед комсомолом Школы. Ничего не могу сказать о нём как о лекторе, так как за весь период обучения он прочитал нам всего несколько лекций по истории ВЛКСМ, включая вводную лекцию 1 ноября 1969 г. Но, на мой взгляд, он уступал таким маститым лекторам, как В.А. Сулемов, В.И. Кузищин, А.А. Сахаров и некоторым другим.
Безусловным просчётом, нанёсшим сильный «имиджевый удар» по ВКШ, стало приглашение в школу из далёкой Якутии профессора Горбатенко, его продвижение в руководящие структуры ВКШ. Последователи этого «профессора», к сожалению, живут и сегодня в стенах многих вузов страны. С Н.В. Трущенко связано и введение в обиход среди первых вэкашовцев понятия «Площадь борьбы» и попытки административно запретить посещать её. Однако чем сильнее был административный нажим, тем большее количество слушателей её посещали. В то же время в определённых ситуациях Николай Владимирович мог принять решения в интересах слушателей и их семей. Так, например, у одного из первых слушателей факультета истории и коммунистического воспитания молодёжи заранее на 1 ноября 1969 г. была назначена в Ленинграде регистрация брака и свадьба (в Питере подавались заявления за три месяца, и время в загсах было расписано по минутам). Когда они подавали документы в загс, никто ещё не знал, что он будет учиться в ВКШ при ЦК ВЛКСМ и занятия начнутся именно 1 ноября. При обращении к ректору встал вопрос: или свадьба или учёба? Н.В. Трущенко настаивал на прибытии в школу именно к началу занятий, а иначе только что зачисленный слушатель будет отчислен из школы. Формально вроде бы всё верно, но Николай Владимирович столкнулся с таким же сильным, волевым характером молодого человека, который настаивал на своём, личном, на возможности создания семьи. Только аргументы, что если не будет принято решение в стенах школы о прибытии студента 3 ноября, то он вынужден будет обратиться к Б.Н. Пастухову или Е.М. Тяжельникову со своей просьбой или забрать документы, вынудили ректора принять правильное решение. В последующем молодой человек четыре года был парторгом группы, с отличием окончил ВКШ при ЦК ВЛКСМ, стал первым секретарём РК ВЛКСМ, зам. зав. отделом Ленинградского ОК ВЛКСМ, трудился в партийных и хозяйственных органах города на Неве. У него сложилась крепкая, дружная семья, и вот уже почти 44 года они счастливы вместе. Это была первая свадьба слушателей ВКШ, правда, за её пределами. Несмотря на то что в общежитиях порой не хватало мест, все наши семейные пары обеспечивались отдельными комнатами, и в этом тоже заслуга Н.В. Трущенко, нашего декана И.С. Хорина и проректора по административно-хозяйственным вопросам Н.Н. Савицкого. Но порой происходили ситуации резкого недопонимания ректором складывающейся обстановки и попытки повлиять на неё с позиции административного ресурса, как это случилось с нашим первым секретарём комитета ВЛКСМ школы Ниной Ткачёвой, которая, отстаивая интересы слушателей факультета комсомольской работы, вступила в конфликт с ректором и была вынуждена покинуть стены ВКШ. Подобная конфликтная ситуация возникла и со мной на заседании комиссии при распределении по окончании ВКШ, когда обсуждался вопрос о моём распределении. На меня поступили запросы из Глав ПУ СА и ВМФ, Политотдела железнодорожных войск и Псковского ОК ВЛКСМ. Я уже прошёл все необходимые медицинские и другие комиссии для призыва в ряды ВС СССР в качестве офицера, но против этого категорически выступила О.В. Еланинова, в ту пору секретарь парткома, и ректор Н.В. Трущенко. Они настаивали на моём распределении в распоряжение Псковского ОК ВЛКСМ с последующим назначением (кооптацией) Первым секретарём Струго-Красненского РК согласно запросу обкома, мотивировав свои выступления понесёнными затратами комсомола на мою учёбу и обвиняя в том, что я нарушаю партийную и комсомольскую дисциплину. Только взвешенный подход Б.Н. Пастухова и его мотивация, что комсомол ВС СССР является боевым отрядом Ленинского комсомола и там также нужны подготовленные профессиональные комсомольские работники, «изменило мнение» ректора и секретаря парткома. При этом Б.Н. Пастухов как бы примирительно добавил, что направление выпускников в структуры армейского и флотского комсомола позволят понять, способны ли выпускники Школы работать в специфических условиях, которым очень мало уделялось внимания в ходе обучения. Последующее голосование оказалось единогласным в армию. Вслед за мной такое же решение, уже практически без обсуждения, было принято по Володе Истомину. Сейчас он капитан 1 ранга в отставке, кавалер орденов Ленина и Красного Знамени, полученных за выполнение важных оборонных задач стра-ны. При последующих встречах в стенах ВКШ с Н.В. Трущенко он постоянно задавал мне один и тот же вопрос, как бы «оправдываясь» за то его выступление на комиссии: «Не жалеете ли Вы о распределении в армию? У Вас же были прекрасные стартовые возможности и перспективы роста, в том числе научно-педагогические!» На что я ему всегда отвечал: «Нет, не жалею! Был сделан правильный выбор! Школа дала мне прочный фундамент знаний и огромный опыт организации комсомольской и партийной работы, взаимоотношений с людьми в различных ситуациях, и это всю жизнь помогает мне. Школа научила учиться и выполнять различные задачи!» Безусловной заслугой Н.В. Трущенко, вместе с секретарями ЦК ВЛКСМ Е.М. Тяжельниковым и Б.Н. Пастуховым, стало создание всем коллективом Школы прекрасных условий для учёбы, жизни и деятельности слушателей, преподавателей и всего персонала вуза. Большой организаторской работы требовало решение вопросов строительства современных общежитий, спортивного комплекса с бассейном и столовой, нового учебного корпуса, жилых домов для преподавателей, как сейчас принято называть, в шаговой доступности от места работы и учёбы. Сейчас, с позиций прожитых лет и почти 20-летнего опыта работы в военном вузе, в период его преобразования из военного училища в военный институт, а затем в университет, в том числе восьмилетний период в должности заместителя начальника, а также доцента, профессора и начальника кафедры в последующие годы, можно оценить его титанический труд и сказать, что благодаря огромной, неутомимой работе Николая Владимировича Трущенко по созданию первого комсомольского вуза страны этот вуз состоялся и сейчас продолжает традиции, заложенные более сорока лет назад нашим ректором. Огромное спасибо ему за всё доброе, что было сделано для нас, первых слушателей
ВКШ, за Науку преодолевать трудности и побеждать!