Лилия Вадимовна Кузнецова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и пионерской работы ВКШ в 1977-1992 гг., почётный работник общего образования РФ. О первом ректоре ВКШ «Истинный педагог»

Когда я вспоминаю нашу Школу, где мне посчастливилось работать в течение 15 лет, перед моим взором встает образ нашего ректора Николая Владимировича Трущенко. Он ассоциируется у меня как руководитель и старший товарищ, как организатор и лидер нашего большого педагогического коллектива и студенческого братства.
Мы уважали его как мудрого человека и участника Великой Отечественной войны, взыскательного и строгого, требовательного и ответственного. И внешний облик Н.В. Трущенко всегда особо выделял его среди других мужчин.
Помню, как часто он совершал обходы по Школе в сопровождении своих помощников, и это было впечатляющее событие. Мы знали и чувствовали, что надо подтянуться и встретить ректора в хорошей форме и состоянии духа. Это чувствовалось ещё и потому, что мы понимали его заинтересованное отношение к нам, и мы хотели ему помогать. Так, во время одного из обходов я проводила семинарское занятие по педагогике в одной из групп второго курса. Закончилась перемена, после звонка ребята занимали свои места, но с некоторыми я ещё беседовала у преподавательского стола. В это время открылась дверь, и к нам в аудиторию зашёл Н.В. Трущенко со своей свитой. Он поприветствовал нас и спрашивает: «А где же ваш преподаватель?». «Это я, Кузнецова Лилия Вадимовна», скромно представилась я (нужно заметить, что в те годы я выглядела почти сверстницей своих слушателей). Николай Владимирович с улыбкой извинился, расспросил нас о теме занятия, задал мне несколько наводящих вопросов, шутливо спросил, не обижают ли меня слушатели. А в Завершение разговора пожелал студентам помогать молодым преподавателям и всем успехов в учёбе. Казалось бы, ничего особенного в этом эпизоде не произошло, но мне на всю жизнь запомнилось внимательное отношение ректора ко мне, начинающему преподавателю, и его добрые напутствия.
Мне повезло, я работала на замечательной кафедре педагогики и пионерской работы, которую многие годы возглавлял В.В. Лебединский — профессор и известный специалист в области пионерской работы. Небольшой и дружный коллектив нашей кафедры вносил ощутимый вклад в подготовку специалистов в качестве методистов комвоспитания. Мы знали, что многие творческие планы и инициативы нашей кафедры поддерживает ректор Школы.
Мы работали на всех факультетах, многие преподаватели были кураторами советских и зарубежных групп. Преподаватели нашей кафедры 3.А. Ходоровская, Е.П. Белозерцев, Е.Г. Глух, Э.А. Камалдинова активно занимались научной работой, являлись авторами учебных пособий и книг по теории и практике пионерской и комсомольской работы в школе.
Одной из важнейших инициатив кафедры стало проведение пионерской практики в летних загородных лагерях Подмосковья, а также в «Артеке» и «Орлёнке». Наши слушате ли по окончании второго курса проходили там практику в качестве отрядных пионерских вожатых. На протяжении 10 лет по решению кафедры я отвечала за проведение инструктивных лагерных сборов для слушателей. Вспоминается много ярких эпизодов. В 1980 г. в связи с проведением в Москве Олимпийских игр летний сезон в пионерских лагерях на-чинался в мае. Я должна была после проведения инструктивного совещания сообщить в приёмную ректора о благополучном прибытии всех слушателей в Школу. Поднимаясь на второй этаж, вдруг из приёмной выходит сам Николай Владимирович при полном параде с орденами и медалями и сопровождающими его членами ректората и парткома. Они направлялись на линейку-митинг в честь Дня Победы. Я быстро сориентировалась, подошла к Н.В. Трущенко строевым шагом и под пионерский салют произнесла рапорт о проведении инструктивного сбора и что все живы и здоровы и доставлены в ВКШ. Ректор принял мой рапорт, дал команду «Вольно», поздравил, пожал руку и пригласил на праздник Победы. Казалось бы, рядовой рабочий случай. Не скажите! Так поступить мог только человек, который понимал особенности пионерской работы, поддерживал преподавателей, понимал смысл игры как инструмента в воспитании слушателей.
Хорошо помню открытые лекции нашего ректора, они отличались и глубиной исследования, и умелой постановкой проблемных вопросов, яркостью и логичностью изложения. Мне они давали материал для анализа и размышлений, для владения лекторским и ораторским мастерством. Мне неоднократно приходилось участвовать и в проведении выездных практик зарубежных студентов в разных городах СССР. На одном из совещаний Николай Владимирович задал нам вопрос: «Какой самый важный объект нужно осмотреть в первую очередь при подготовке практики?». Назывались различные варианты: гостиничные номера, кабинеты, цеха заводов, помещения в клубах и тд. Выслушав нас, он сказал, что начинать надо с тщательного осмотра туалетов. Если там непорядок, то все разговоры о нашей замечательной действительности останутся за кадром, и никакого нужного впечатления на зарубежных гостей не произведут. Это были реальности того времени, и он их видел как никто другой.
Ещё один эпизод — в 1981 г. в международном молодежном центре «Олимпиец» про-водился всесоюзный сбор секретарей школьных комсомольских организаций, на котором тоже выступал Николай Владимирович. Старшеклассники со всего Союза с большим внима-нием слушали его, а он не просто читал лекцию, а словно беседовал с ребятами, как будто изнутри зная их проблемы. Я видела своими глазами, как они записывали в блокноты его вы-ступление, а ведь школьные комсорги были подготовленные и развитые ребята, казалось, они уже всё знают. Но многие из них в анкетах по итогам занятий отмечали выступление Н.В. Трущенко наиболее часто и как одно из самых интересных и полезных. Сразу же после выступле-ния он обратился ко мне с расспросами о том, как работают на этом сборе наши слушатели в качестве комиссаров, какие у них вопросы, проблемы, чем они помогают комсоргам школ и т.д, и т.п. В общем, передо мной был такой маститый директор большой школы.
Н.В. Трущенко был настоящим ректором. По-моему, у него получалось всё и работа с преподавателями, и с переводчиками, а он ещё и возглавлял кафедру истории КПСС, при нём построили два общежития, третий учебный корпус, и много-много интересного происходило в нашей комсомольской школе.

Добавить комментарий