Анатолий Яковлевич Леев, подполковник в отставке, Анатолий Александрович Тарлыков, полковник отставке. Преподаватели военной кафедры ВКШ.В течение пятнадцатилетней работы кафедра подготовила около 1500 офицеров запаса для ВДВ и свыше 2000 парашютистов. В едином строю десантников.


В начале июня 1975 г. в Управлении командующего Воздушно-десантными войсками на улице Матросская тишина встретилась группа офицеров. Они были вызваны в Москву в качестве кандидатов на замещение должностей в создаваемой военной кафедре в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ. Кандидатами были: подполковник Болюк Василий Николаевич начальник штаба парашютно-десантного полка из Болграда Одесской области, подполковник Серов Сергей Павлович замполит полка из этой же дивизии, майор Озеров Анатолий Васильевич — пропагандист полка из Байконура, я, в ту пору майор, и капитан Тарлыков Анатолий Александрович оба из Рязанского высшего военного воздушно-десантного училища. Возглавлял грушу кандидат на должность начальника кафедры, заместитель командира парашютно-десантного полка из Кировобада, который старался несколько дистанцироваться от остальных и в разговоры не вступал. Все офицеры были в возрасте от 30 до 40 лет. Через какое-то время появился один из заместителей командующего генерал Чаплыгин в сопровождении подполковника кадровика, к подъезду подкатил рафик, и вся команда отправилась на улицу Юности, 5/1, к месту дислокации выше названного учебного заведения.
По прибытии на место произошла встреча десантников с руководством Школы: ректором, профессором Н.В. Трущенко, секретарём парткома Дувановым и проректорами.
Каждого офицера представлял генерал Чаплыгин, характеризуя исключительно положительно, руководители школы задавали вопросы. По окончании знакомства ректор заявил, что все кандидаты его устраивают, возражений со стороны руководства нет, и выразил надежду на совместную успешную работу. Далее он сообщил, что выбор профиля военной подготовки слушателей, как офицеров-политработников для ВДВ, принадлежит ему, т.к. в Школе уже ряд лет действует спортивно-парашютный клуб, многие ребята совершают прыжки с парашютом, налажена связь с рядом частей войск, на территории школы установлена парашютная вышка. Затем ректор предложил осмотреть расположение школы и учебную базу. Гостям показали спортзал, стрелковый тир, класс ораторского искусства, актовый зал, ряд кабинетов, оборудованных для формируемой кафедры, два класса и несколько служебных помещений в корпусе общежития «А». В конце дня состоялся торжественный обед, где беседа продолжилась. После этого вызванные в Москву офицеры убыли в свои части в ожидании соответствующего приказа Министра обороны СССР о назначении их сотрудниками военной кафедры.
Недели через две приказ состоялся, назначение получили все названные выше товарищи, кроме кандидата на начальника кафедры. Прибыв к новому месту службы, мы узнали, что будем работать под руководством хорошо известного нам, уважаемого в войсках, генерал-лейтенанта Лисова Ивана Ивановича, долгие годы служившего в должности заместителя командующего ВДВ по воздушно-десантной подготовке, участника Великой Отечественной войны, кандидата исторических наук, внёсшего огромный вклад в развитие войск, оснащение их современной парашютной и тяжёлой воздушно-десантной техникой, разработку методик подготовки личного состава и боевой техники к десантированию. И.И. Лисов являлся автором учебных пособий по воздушно-десантной подготовке, а также трудов по истории спортивного парашютизма и воздушных десантов в нашей стране и за рубежом.
Незадолго перед этим генерал-лейтенант Лисов завершил службу в Вооружённых силах по возрасту, и как нам потом стало известно, первый секретарь ЦК ВЛКСМ Е.М. Тяжельников попросил его возглавить военную кафедру в Школе и поработать ещё на ниве подготовки офицеров-политработников запаса из цикла будущих комсомольских вожаков. Сил и энергии у Ивана Ивановича имелось не меньше, чем у нас, молодых.
Руководство Школы предложило прибывшим офицерам разместиться в общежитии слушателей, выделив две комнаты в новом здании с хорошими бытовыми условиями и с символической по размерам оплатой.
Началась работа по многим направлениям. Необходимо было освоить программу обучения, спланировать учебный процесс, создать материальную базу для занятий, набрать определённый штатным расписанием учебно- вспомогательный персонал, получить оружие, имущество, уставные пособия, топографические карты, обеспечить хранение, учёт и правильную эксплуатацию всего полученного.
Во всех вопросах помощь со стороны руководства школы, партийной организации ощущалась нами повседневно.
Программу военной подготовки слушателей уже разработало управление командующего ВДВ. Она включала партийно-политическую работу в боевой обстановке, тактическую, огневую, воздушно-десантную подготовку, стажировку в войсках на должностях политработников.
Основное учебное время отводилось тактической подготовке военной топографии, защите от массового поражения, инженерному делу.
Программа по тактике сначала включала все разделы, как в военном училище: одиночную подготовку, подготовку отделения, взвода, роты и батальона в сильно сокращённом объёме.
В последующем мы, по согласованию со штабом ВДВ, упразднили одиночную подготовку и подготовку отделения, сократили часы по взводным темам, а затем из курирующего нас отдела ЦК партии поступило распоряжение изучать только боевые действия в звене рота-батальон-полк, т.е. тех структур, где есть по штату политработники.
В соответствии с программой менялась и организационно-методическая сторона обучения: формы, методы занятий, их обеспечение, места проведения.
В создании лекционного курса и методических разработок по изучаемым дисциплинам нам помогали соответствующие кафедры Рязанского воздушно-десантного училища, политотдел ВДВ, управление вневойсковой подготовки округа, кафедра ВДВ Военной академии им. М.В. Фрунзе. Эта работа потребовала ряда лет и продолжалась вплоть до закрытия кафедры. Фонд лекций, методических разработок был создан, оснащён средствами на-глядности, топокартами и т.Д. Обеспечение военной кафедры учебными помещениями проходило поэтапно. Сначала нам выделили помещения для двух классов: тактики и партийно-политической работы, которые были к началу учебных занятий соответственно оформлены и оснащены визуальными средствами. Недостающие классы предоставлялись учебной частью Школы по нашим заявкам.
В идеале для расположения кафедры требовалось отдельное помещение или изолированная его часть и через год-полтора нашей работы руководство Школы нашло такую возможность, выделив часть этажа корпуса «А» с отдельным входом. Там оборудовал учебные классы в нужном количестве, комнаты для секретной части, преподавателей, машинисток и лаборантов, а также зал для проведения занятий со всем курсом. В проектировании и оформлении помещений большую помощь оказал художник Школы Смирнов Юрий Иванович. Плодотворно потрудились плотники и столяры школы, под руководством П.О. Кодечко. За ходом работ следил и ректор Н.В. Трущенко.
Для получения материальной части десантных парашютов и обучения их укладке был закреплён и установлен специальный элемент большой площади. На территории, прилегающей к кафедре, подготовили площадку для построения, установили спортивно-парашютные снаряды, соорудили нестандартную полосу препятствий. Под склад для оружия и парашютно-десантного обмундирования приспособили подвальные помещения. Всё делалось силами ремонтно-строительного подразделения школы, без дополнительного финансирования. Проведённые мероприятия получили высокую оценку комиссии штаба
ВДВ, материальную базу кафедры признали отличной.
Занятия по партийно-политической работе проводили С.П. Серов и А.В. Озеров, тактическую подготовку я, с подключением В.М. Болюка и А.А. Тарлыкова. За воздушно-десантную подготовку отвечал А.А. Тарлыков. Генерал-лейтенант И.И. Лисов проводил занятия по истории военного искусства и боевых действий ВДВ. Военной подготовке подлежали слушатели-мужчины факультета истории и коммунистического воспитания и комсомольской работы, для занятий выделялся один день в неделю, в ходе которого и проводилась основная учебно-методическая и практическая подготовка. Атмосфера на занятиях сложилась деловой и доброжелательной, подавляющее большинство слушателей уже имели за плечами службу в армии, и поэтому многие вопросы общего порядка снимались сразу. Но тем не менее все они подлежали обучению и аттестованию на офицера политработника запаса. Для решения таких задач требовалось проведение учебных сборов в войсках.
Первые трёхнедельные сборы кафедра провела в сентябре 1975 г. для ускоренной подготовки на базе Рязанского высшего воздушно-десантного училища. Все занятия были проведены, ребята подготовлены для прыжков с парашютом, но из-за погодных условий до прыжков дело не дошло. И только в январе 1976 г. выпускники совершили по одному прыжку в зимних условиях, что позволило их аттестовать на офицеров. Оптимально и надёжно программа выполнялась на месячных сборах в июле после второго курса, сборы проводились в Рязани, Пскове, Каунасе, Кировобаде. Слушатели выполняли четыре-пять прыжков, в том числе и на самолёте Ил-76. Случались трудности, было непросто, но отказа от прыжков в нашей истории за 17 лет не было! А некоторым слушателям медкомиссия не разрешала прыгать, но начальник кафедры И.И. Лисов брал ответственность на себя и разрешал прыжки. За все годы существенных травм не случилось. Слушатели отрабатывали боевую подготовку по полной программе, а неслужившие в Армии принимали военную присягу.
В завершение подготовки слушателями на военной кафедре они проходили стажировку в войсках на должностях замполитов рот и соответствующих им подразделений одного соединения воздушно-десантных войск. По окончании стажировки в частях проходил выпускной экзамен, где слушатели отчитывались перед комиссией штаба ВДВ о проделанной работе. Надо заметить, что вначале некоторые слушатели получали удовлетворительные оценки, но в последующем преобладали хорошие и отличные.
Результаты стажировки и выпускных экзаменов начальник кафедры И.И. Лисов докладывал ректору школы Н.В. Трущенко ежегодно. В течение пятнадцатилетней работы кафедра подготовила около 1500 офицеров запаса для ВДВ и свыше 2000 парашютистов.
При кафедре постоянно работал спортивно-парашютный клуб для слушателей Школы и подростков Перовского района Москвы. Большое внимание кафедра уделяла проведению
23 Февраля и Дня Победы — готовились тематические фотовыставки, встречи с ветеранами войны, известными артистами, демонстрировались художественные и документальные фильмы. Во время парада офицеры проходили маршем перед трибуной с ректором и го-стями.
По оценкам руководства школы, военные педагоги быстро и органично вписались в
жизнь и деятельность большого коллектива ВКШ при ЦК ВЛКСМ.

Добавить комментарий