Матрюхин Геннадий Иванович; Доктор исторических наук, профессор, член Российской академии естественных наук, Почетный профессор Софийского государственного университета библиотековедения и информационных технологий, Заслуженный работник академического книгоиздания. Наш ректор


Краткая, но красивая и яркая история ВКШ при ЦК ВЛКСМ действительно оказалась недолгой. Но если бы она и была такой длины, как история царскосельского лицея, мы бы не имели лучшего ректора, чем Николай Владимирович Трущенко, доктор исторических наук, профессор, участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Мудрость руководителей того времени заключалась в том, что они нашли такого наставника будущих комсомольских кадров, как Николай Владимирович.
Уже много лет прошло, как не стало Николая Владимировича. Годы фильтруют вос-поминания, забывается плохое, к сожалению, забывается многое. Но я никогда не забуду первого ректора Высшей комсомольской школы, который в кратчайший срок и до того славную кузницу комсомольских кадров превратил в знаменитое высшее учебное заведе-ние. Без особых социсследований можно сосчитать количество выдающихся выпускни-ков ВКШ (выдающиеся по-разному) на тысячу выпускников любого другого вуза страны, и наш, наверняка, войдёт в пятёрку лучших.
Имея прямое отношение к ВКШ в течение 20 лет, я испытывал различные чувства — от лирических до драматических, но неизменно ощущал великий талант учителя и организа-тора. Николай Владимирович мог спросить, пошутить, простить, он мог помочь и всегда это делал.
Кому-то может показаться безоблачность наших отношений. Это не так, бывало всякое. Навсегда запомню, как на мою аспирантскую свадьбу Николай Владимирович прислал поздравительную телеграмму, навестил мою жену Люсю в роддоме, моей дочери подарил большого плюшевого медведя. Многие выпускники почувствовали его отеческую заботу при распределении на предстоящую комсомольскую работу. Но особенно много и серьёзно он занимался приёмом абитуриентов, изучал личное дело каждого поступающего, наблюдал за сдачей вступительных экзаменов. Особенно требовательно он относился к аспирантам: внимательно изучал их тексты, периодически приглашал на собеседование, подсказывал и помогал многим, договаривался о работе в архивах с фондами, которые были недоступными для других аспирантов. Моим научным руководителем стал профессор Ю.В. Дербинов — проректор по учебной работе, у них с ректором были напряжённые отношения, и «злые» языки пророчили мне провал на защите. Ничего подобного не произошло, диссертацию я защитил одним из первых и весьма успешно.Не обходилось и без курьёзов. Однажды, около 40 лет назад, напротив спортивного комплекса решили посадить деревья в честь годовщины комсомола. Озеленители реко-мендовали липу в качестве посадочного материала, видимо, других деревьев не оказалось.
Начали сажать, на что первый секретарь ЦК ВЛКСМ Е.М. Тяжельников пошутил: «Ну вот, Трущенко опять липу гонит!»
Сегодня эта восхитительная липовая рощица радует глаз студентов и преподавателей Московского гуманитарного университета.
Многие помнят случай с чемоданчиком. Так случилось, что у Николая Владимировича и у меня были одинаковые портфели, их ещё кейсами называли. Однажды мы встретились с ректором в гардеробе ЦК комсомола в основном здании. Он спешил на заседание бюро ЦК ВЛКСМ, а я направлялся в ВКШ. В спешке и разговоре мы перепутали наши чемоданчики. Но всё бы ничего, да только в кейсе Николая Владимировича находился отчёт работе приёмной комиссии и другие документы. В моём лежал джентльменский набор ответорганизатора отдела комсомольских органов — две бутылки пива, вобла и тому подобное. Несмотря на эту оказию, Николай Владимирович успешно отработал на заседании Бюро ЦК, а вечером вернул мне мой кейс… без комментариев.
Случались и трагедии в истории школы. В начале 70-х гг. на прыжках с парашютами в Кировобаде погиб Слава Жмендек, отличный спортсмен и замечательный парень. Ректор вместе с нами, аспирантами, преподавателями и слушателями, принял эту боль и потерю.
В середине 80-х гг. он внутренне чувствовал грядущие перемены. В 1984 г. я вернулся в Москву из Лаоса с не лучшей характеристикой и готовился к строгому решению партийного комитета. Ректор сказал буквально следующее: «Это всё мелочь, получишь взыскание, через время его снимут, и всё пройдёт. А вот что будет с нашей страной и партией вот это серьёзно?!» И он оказался прав! Вскоре началась перестройка, затем распался Советский Союз, и началась новая эпоха в нашей жизни.
Время, как известно, категория беспощадная. Новейшая история России выдвинула новых героев и расставила свои приоритеты.

Добавить комментарий