Патриотическое воспитание школьной молодёжи имеет на современном этапе высокую актуальность и важное значение, поскольку, как указывает О.В.Гукаленко: «… это связано с усилившимся аксиологическим кризисом в мире, обострением геополитического противостояния, ставящими под угрозу ценности российского общества» [2]. Решение этой столь актуальной и востребованной самим временем задачи должно осуществляться на всех уровнях — государственно-общественном, системнообразовательном и личностном.Острота вопроса связана по нашему мнению ещё и с тем,что некоторое время в теории и практике воспитания не исследовалось расхождение форм патриотической работы с особенностями и потребностями современного поколения школьников и молодёжи.
В соответствии с выводами исследователей сегодня мы имеем дело с поколением Альфа (рождённые 2010-2025 гг., термин введён австралийским демографом Марком Мак-Криндлом).Представители Альфа в корне отличаются от предшественников. Они сверх-ранние и динамичные пользователи всемирной паутины: около 80% малышей активную игру в смартфонах и планшетах начинают примерно в 2 года. По сведениям, предоставленным, агентством Ofcom: каждый 4-й ребенок является владельцем собственного гаджета в возрасте 3–4 года; каждый 3-й — в возрасте 5–7 лет; каждый 2-й — возрасте 8– 10 лет [5]. Альфа-дети практичны почти во всем, не стесняются лишний раз спросить «зачем?». В особенности, их волнует вопрос: как использовать
приобретенные знанияв повседневной жизнедеятельности? Если ответ им не понравится, объяснить важность того или иного действия, будет крайне проблематично. Альфа-поколение очень любит модные вещи, выросло в окружении нескончаемого количества игрушек, одежды и современных гаджетов. Они мгновенно утрачивают интерес к чему-либо, их трудно поразить или осчастливить. Им интересно позировать для фото, они прекрасно делают это и с легкостью осваивают современные инструменты монтажа, в которых разберется не каждый взрослый. Они знают целый ряд психологических приемов, действующих на родителей. Без труда могут провести внутренний анализ своего состоянияи понять причины возникновения депрессии или наоборот, поднятия настроения. Они будут готовы пройти через любые наказания, но останутся стоять на своем — во что бы им это ни стало [6,15].
Принадлежащие к альфа-поколению осведомлены и компетентны во многих вопросах, не подвластных детскому восприятию еще 10 лет назад, таких как: взаимоотношения родителей, причины финансовых проблем в семье и для чего, в принципе нужны деньги. Также альфа-дети очень быстро прогоняют информацию через себяи проводят ее детальный анализ. Но, есть и обратная сторона медали — им очень тяжело дается удерживать в голове получаемые сведения. У некоторых бывает так, что они не могут запомнить даже адреса, где они живут. Их мышление кардинально отличается от всех предшественников: им важно не запоминать адреса, даты или имена, а знать, через какой источник лучше найти необходимые сведения, как их классифицировать и применить в дальнейшем[6,15].
Как видим, даже беглый обзор особенностей поколения Альфа, выявленных социологами, психологами, педагогами, даёт представление, что коммуницировать с нынешними детьми очень непросто.Тем более, не просто передать им ценностные взгляды предшествующих поколений, продукты исторического опыта и патриотический настрой народов нашей страны.
Совершенно очевидно, что для «настройки» воспитательного процесса в современной школе под особенности молодого поколения, необходимо учесть ещё и общий ситуативный контекст воспитания школьников в стране в постсоветский период. По нашему мнению, к негативным факторам, определяющим современный микроклимат для целостного воспитания в школе и патриотического воспитания, в частности,относятся:
- Анабиоз качественного отечественного детского кино; засилье попкультуры, пошлость и примитивность многих популярных телепередач, пабликов и контента социальных сетей; культивирование в социальных сетях через систему комментариев и лайков ябедничества, сплетничества, агрессивности, нарциссизма, потребительства; искусственное поддержание массовой культурой инфантилизма молодого поколения — изнеженности, психологической уязвимости, потребности в эксгибионистком самовыражении; засилье игровой и визуальной интернет-культуры.
- Отсутствие специально организуемой воспитательной работы и патриотического воспитания в школах в период 1990-2010 гг.; отнесение Законом об образовании 2012 года (N 273-ФЗ от 29.12.2012)образовательной деятельности к услугам (до 2022 года) и, как следствие, утилитарное отношение семьи к школе, отсутствие прочного взаимного доверия семьи и школы [9]; патриотическая деидеологизированность учебников; отсутствие авторитетных детских массовых организаций; утрата культуры организованной детской деятельности – недостаток или отсутствие органов детского самоуправления в школах; потеря учителями навыков взаимодействия со школьными и классными детскими органами самоуправления; недостаточность в ряде регионов страны инфраструктуры для активной детской деятельности (центров детских инициатив, детских клубов, теле или медиа-студий…); слишком большой разрыв ценностей между поколениями — костяк учителей очень пожилые люди; преобладание устаревших методов воспитания, неинтересных для поколения Альфа.
Последствия взросления в вышеописанных условияхзачастую приводят:к аполитичности школьников; «социальному аутизму» — желанию обучаться дистанционно, меньше контактировать как с учителем, так и со сверстниками; высокой потребности в игровом и зрелищном обучении; тяге к асоциальному поведению (использование оружия для расстрелов в школах, наркомания, ранний алкоголизм, ранние половые отношения); быстрому манипулятивному побуждению к противоправному поведению за денежное вознаграждение и т.д. [16].
Завершая анализ реальной обстановки, в которой осуществляется патриотическое воспитание подрастающего поколения, приведём меры, предпринимаемые государством для преодоления имеющихся проблем и по созданию единой аксиологической среды, позволяющей воспитать гражданина и патриота. Итак, что же делается в стране, чтобыпреодолеть вышеуказанные негативные тенденции и максимально полно в существующих условиях реализовывать важнейшую социокультурную функцию государства по патриотическому воспитанию молодежи?
Внесены поправки Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 17 февраля 2023 года) (редакция, действует с 28 февраля 2023 года): отменено понимание образовательной деятельности как услуги, а также
введено понятие «воспитание» в задачи школы. Их принятие обусловлено произведёнными изменениями в Конституцию РФ, где подчеркивается, что воспитание призвано формировать у учащихся патриотические чувства, гражданственность и уважение к памяти защитников Отечества [9].
Методология патриотического воспитания школьников на современном этапе зиждется на Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», где указано, что традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России [8].К традиционным ценностям среди прочих в Указе отнесены, конечно же, патриотизм, а также гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы.Кроме того, подчёркнуто, что деструктивное идеологическое воздействие на россиян, которое ведет к «насаждению чуждой и разрушительной системы идей и ценностей», направлено, в первую очередь, на «отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству…» [8].
Детализация методологии формирования патриотического воспитания школьников на современном этапе осуществлена в государственных документах, регулирующих образовательную деятельность в РФ и создающих единую образовательную среду для всей страны: разработаны Федеральные основные образовательные программы (далее — ФОП) для каждого уровня общего образования (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования), в составе которых имеется отдельный раздел — Федеральная рабочая программа воспитания[10,11,12]. Именно она является платформой единого воспитательного пространства РФ, где заложены направления, пути и способы, позволяющие реализовать Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В рамках реализации обновлённых ФГОС общего образования разработано 16 федеральных рабочих программ по внеурочной деятельности.
Важную роль играет введение единого курса внеурочной деятельности «Разговор о важном»патриотического характера, который реализуется во всех школах страны без исключения уже второй учебный год по единому контенту с использованием современных информационных технологий и при участии выдающихся людей нашего государства. Кроме того, с 1 марта 2021 года в рамках пилотного проектаМинпросвещенияв ряде школ страны появилась новая должность – советник по воспитанию. Должность советника в российских школах была инициирована Министерством просвещения в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ». В их обязанности входит, в первую очередь, содействие развитию детских общественных общероссийских организаций (РДШ, Орлята России, РДДМ). А с сентября 2023 года должность советника по воспитанию (с федеральной доплатой) введена уже в школах всех российских регионов.
Считаем необходимым подчеркнуть вклад ФГБНУ«ИСРО РАО»в развитиеметодологии формирования патриотического воспитания школьников на современном этапе. В рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации №073– 00058-22-08 от 26.07.2022 года нашим старейшим научным институтом общего образования разработанырекомендации по организации и проведению курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» по теме «Психолого-педагогические основы приобщения учащихся к традиционным российским ценностям на основе внеурочной деятельности», которые рекомендованык использованию в школах решением Учёного Совета ФГБНУ «ИСРО РАО» Протокол №9 от 17.11.2022. В состав рекомендаций входит 12 брошюр по всем направлением развития воспитательной деятельности в современной школе. Часть из них посвящены непосредственно патриотическому воспитанию и близких к нему аксиологических сфер функционирования личности: «Приобщение обучающихся к традиционным патриотическим ценностям в курсе внеурочной деятельности «Разговоры о важном»(О.В. Гукаленко, д.п.н.) [2];«Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям в курсе внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (А.Г. Бермус, д.п.н.) [1]; «Формирование гражданских и социальных ценностей у обучающихся в курсе внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (Г.Л. Копотева, к.п.н., И.М. Логвинова, к.п.н.) [4]. Два последних автора являются выпускницами ВКШ при ЦК ВЛКСМ и тем самым представляют связь поколений теоретиков и практиков воспитания в нашей стране.
В указанных Психолого-педагогических рекомендациях показаны методики, формы и технологии организации внеурочной деятельности на основе традиционных российскихценностей с целью формирования духовно-нравственной, ценностно-смысловой сферы личности.В рамках наших чтений нет возможности перечислить их, отразить их многообразие. Однако стоит подчеркнуть, что предложенные в этих рекомендациях системные методики и технологии не только самые свежие по времени выхода, но и самые современные, учитывающие все проблемы и дефициты воспитания, которые приведены нами выше.
Одновременно с развитием методологии патриотического воспитания ФГБНУ ИСРО РАО осуществил масштабнейшееисследованиео готовности старшеклассников к диалогу с учителем о традиционных российских ценностях, целью которого являлось установление эффективности предпринимаемых в этом направлении мер [3].Респондентская база on-line опроса составила 661 228 старшеклассников из 87 регионов, из которых 62% – городские школьники, девушек – 58%.
Приведём всего несколько примеров. В частности, устанавливались факторы готовности старшеклассников к диалогу о традиционных российских ценностях:
Рис. 1. Факторы готовности старшеклассников к диалогу о традиционных российских ценностях (Наиболее значимые жизненные ценности) |
Как видим, одна из наиболее значимых жизненных ценностей – духовное совершенствование(как цель жизни)–находится на нижней строчке рейтинга из 14 предложенных ценностей, разделяют её лишь 11,2% старшеклассников.Другими словами, внеурочный курс по популяризации традиционных российских ценностях «Разговоры о важном» интересен лишь малой части современных школьников.
Выявлялась также удовлетворенность школьников курсом«Разговоры о важном», реализовывавшемся в 2022-2023 учебном году: «Как ты относишься к циклу внеурочных занятий «Разговоры о важном?»
Рис.2. Удовлетворенность школьников содержанием
занятий первого года курса «Разговорами о важном»
Статистика показала, что достаточно большое число учащихся (суммарно 41%) в той или иной степени не удовлетворены данным курсом. По нашему мнению, это явно свидетельствует о необходимости созданияв рамках данной формы деятельности дополнительных возможностей для включения старшеклассников в диалог с учителем о традиционных российских ценностях.
Интерес представляет ответы школьниковна вопрос «Какие еще темы для обсуждения на занятиях ты бы предложил?». Выяснилось, что каждый двадцатый старшеклассник в рамках позиции «Другое» сформулировал свою собственную тему для обсуждения и в целом ребятами было предложено 34 864 тем. Как видим, поколение Альфа начинает проявлять свое демографическое предназначение – обновление мира. Пока это выражается потребности построения своего собственного образовательного мира — именно поэтому так и велик перечень предложенных ими предпочтений для «Разговоров о важном». Все они, конечно,былипроанализированы. И с целью максимального соответствия высказанным потребностям школьников учитывались (тем или иным способом), использовались для совершенствования контента (материалов) при формировании содержания данного внеурочного курса на последующие учебные годы.
Совершенно очевидно, что результаты данного исследования свидетельствуют: несмотря на проведённую серьёзную и масштабную работу, необходимо продолжение поиска путей установления крепкого межпоколенческого взаимодействия и по отбору наиболее эффективных форм патриотического воспитания.
Интернет-источники
- Бермус А., Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям в курсе внеурочной деятельности «Разговоры о важном» [Текст] /Бермус А.Г. (Серия изданий «Психолого-педагогические рекомендации по организации и проведению курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»). – М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2022. – 26 c. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://edsou.ru
- Гукаленко О., Приобщение обучающихся к традиционным патриотическим ценностям в курсе внеурочной деятельности «Разговоры о важном» [Текст] /О.В. Гукаленко(Серия изданий «Психолого-педагогические рекомендации по организации и проведению курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»). – М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2022. – 28 c. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://edsou.ru
- Исследование ИСРО РАО [Электронный ресурс] – Режим доступа: [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://edsou. ru
- Копотева Г., Формирование гражданских и социальных ценностей у обучающихся в курсе внеурочной деятельности «Разговоры о важном» [Текст] / Г.Л.Копотева, И.М. Логвинова(Серия изданий «Психолого-педагогические рекомендации по организации и проведению курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»). – М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2022. – 25 c. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://edsou. ru
- Ofcom:[Электронный ресурс] – Режим доступа:ofcom.org.uk
- Российскаяшколатеориипоколений – Regenerations [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rugegenerations.su/category
- Самоукина, Наталья Васильевна. Теория поколений в российском менеджменте. Лучшие практики управления разновозрастными командами: подбор, обучение, мотивация: монография / Н.В. Самоукина. — Москва: РУСАЙНС, 2018. — 186 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа:samoukina.com/assets/files/txt
- Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”[Электронный ресурс] – Режим доступа:https://kremlin.ru/acts/bank/485
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Об образовании в Российской Федерации (с изменениями на 17 февраля 2023 года) (редакция, действует с 28 февраля 2023 года). [Электронный ресурс] – Режим доступа:Режим доступа:consultantru/document/cons_doc
- ФОП начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 “Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования” (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229)[Электронный ресурс] – Режим доступа:https://edsou. ru
- ФОП основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 “Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования”, Зарегистрирован 12.07.2023); [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://edsou. ru
- ФОП среднего общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 “Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования”, Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228)[Электронный ресурс] – Режим доступа:https://edsou. ru
- Хоу Нейл и Штраус Уильям. «Generations» 1991. [Электронный ресурс] – Режим доступа:spravochnick.ru/pedagogika/teoriya
- Хоу Нейл и Штраус Уильям. «TheFourthTurning» (Четвёртоепревращение), 1997.[Электронный ресурс] – Режим доступа:spravochnick.ru/pedagogika/teoriya
- Шавкаева Ю., Педагогическое сопровождение образовательного процесса детей поколения Альфа. Магистерская диссертация. [Текст] /Ю.О.Шавкаева. – Магистерская диссертация, Челябинск, 2022. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elib.cspu.ru. xmlui/bitstream
- ШамисЕ., Теория поколений. [Текст] /Е.Шамис, Е.Никонов. – М.:Изд.Университет Синергия, 2016. – 140 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа:multiurok.ru/index.php/files