Кандидат философских наук Абуладзе Дареджани Гивиевна,выпускница ВКШ 1986 г.«Актуальность работ Трущенко Н.В. для понимания проблем современной российской молодежи»

Если обратиться к трудам Трущенко Николая Владимировича, видно, что сфера его научных интересов в основном была в области истории и историографии Ленинского комсомола, а также в сфере комсомольского строительства.
Но работа «О коммунистическом воспитании молодежи и ее подготовке к труду и защите социалистического отечества», написанная в 1976-1977 гг. в период обсуждении проекта Конституции СССР 1977 года, посвящена анализу проблем молодежной политики того времени. Поднятые в этой работе проблемы молодежи, сегодня ещё актуальнее, чем тогда.
Н.В. Трущенко проанализировал состояние молодежной политики и самой молодежи CCCР в преддверии принятия Конституции 1977 года. В это время страна из социалистического государства рабочих и крестьян («вся власть принадлежит трудящимся города и деревни») приняла решение стать государством, выражающим волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны («власть принадлежит народу»). Для сравнения, современная Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, носителем и единственным источником власти в РФ – её многонациональный народ.
В этой статье остановимся лишь на некоторых проблемах молодежи и её воспитания, которые Николай Владимирович поднял и проанализировал, и сравним с современными.
Образование. В 70-е годы примерно 85% работающей молодежи имели высшее, незаконченное высшее, среднее, и неполное среднее образование.
Образовательный уровень молодежи вырос с двух классов в 1930 году до 9 классов в 1975 году. И это было огромным достижением общества. И сам уровень среднего образования в СССР был высокий, входил в мировую тройку.
В настоящее время обязательным является среднее образование. В то же время, доступность средне-специального и высшего образования просто зашкаливает. Заниженные пороги оценок для поступления в ВУЗы и увеличение бюджетных мест из лучших побуждений, привели к снижению уровня знаний выпускников.
Например, в этом 2023 году были установлены следующие пороговые балы по ЕГЭ: минимальный и пороговый для поступления в ВУЗ. Не забываем, что ЕГЭ это 100 бальная история. Минимум для получения аттестата, если поступать в вуз выпускник не планирует, по ЕГЭ почти полностью совпал с порогами для поступления в ВУЗы. Помотрим гуманитарные дисциплины:

  • русский язык – 36 баллов, для поступления – 40 баллов;
  • история – 32 балла, для поступления – 45 баллов;
  • обществознание – 42 балла, для поступления – 45 баллов;
  • литература – 32 балла, для поступления – 40 баллов.
    То есть, чтобы поступить в ВУЗ по ЕГЕ требуется набрать балы, которые соответствует оценке «удовлетворительно». Схожая ситуация и по остальным дисциплинам.
    «СРЕДНИЙ» уровень выпускников школ, колледжей и ВУЗов низкий, обязательное требование наличия высшего образования даже для тех должностей, которым оно априори не нужно, привело к обесцениванию дипломов. А существующая политика свободного распределения студентов, которых обучило государство, привело к оттоку высоко интеллектуальных выпускников за рубеж, переливу выпускников из низкооплачиваемых в высокооплачиваемые сферы, работу не по специальности, уходу в коммерческие структуры и т.д. Поэтому, правительство уже всерьез планирует (а по некоторым специальностям уже) ввести обязательное распределение выпускников по российским регионам и предприятиям.
    Проблема еще и в том, что раньше (в советский период) любое образование, а тем более высшее, гарантировало человеку его социальное будущее — работу, статус, жилье, социальные льготы, то есть уверенность в завтрашнем дне. Сегодня же человек с высшим образованием часто не может найти работу.
    Одним из решений проблемы по остановке вакханалии, когда для того, чтобы стоять охранником или простым администратором на входе (или таком модном слове как рецепшен) и технических должностях, требуют наличие высшего образования следующее. Надо на законодательном уровне внести требование работодателям, чтобы на предприятиях и учреждениях всем работникам с высшим образованием устанавливать минимальную заработную плату в двойном размере к среднему по региону. И тогда очень быстро будет пересмотрено требования наличия дипломов.
    Современное российское общество пожинает плоды своих ошибок в образовании, а может и не ошибок, а планомерной работы определенных заинтересованных сил (ведь проскальзывает у наших «олигархов и элиты» в выступлениях такие идеи, что образованные люди нам не нужны):
  • в свое время процесс образования признали услугой, которую государство оказывает своим гражданам. И несмотря на то, что уже давно на государственном уровне признали ошибочность такого подхода и на законодательном уровне это отменено, в реальности ничего не изменилось.
  • образование отделили от воспитания, но именно в детском саду, в школе, в ВУЗе дети, подростки и молодежь проводят большую часть своей осознанной жизни. Они чаще видят и контактируют именно с учителями и преподавателями, с которых в свое время сняли ответственность за воспитание. Работающие родители объективно проводят с детьми меньшее время, чем ОНИ.
    В действующем Законе «Об образовании» много правильных идей и положений, которые, к сожалению, невыполнимы по объективным причинам. Так образование хоть и трактуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения…, отсутствие государственной правящей идеологии весь воспитательный процесс в реальной практике сводит к многочисленным развлекательным и общеразвивающим мероприятиями на самых разных уровнях.
    Участие молодежи в развитии народного хозяйства страны. О зрелости подросшего поколения можно судить по его отношение к труду и участию в экономической жизни общества.
    В 70-е годы произошел рост удельного веса молодежи во всех сферах общественного производства в СССР, ежегодно в народное хозяйство вливалось 3,5 миллиона юношей и девушек, молодежь была основным источником рабочей силы. Так: 1961-1965 год в приросте молодежь составляло лишь треть, 1966-1970 – половину, а в 1971-1975 года до 90%. «Среди работников черной и цветной металлургии молодые люди до 30 лет составляют 32 процента. Более половины строителей страны – молодежь. Каждый второй труженик в радиоэлектронной промышленности – молодой человек».
    Продолжается, так называемое, старение поколения квалифицированных кадров. Одной из причин, является то, что сейчас трудовое воспитание в образовательной сфере полностью отсутствует. За последние 25-30 лет уроки труда то вводят, то отменяют, то заменяют другими дисциплинами и т.д.
    Если обратиться к истории ВЛКСМ, то необходимо вспомнить про участие комсомольцев и молодежи СССР в развитии страны: строительство в годы 1 пятилетки, которое привело к индустриализации страны, борьба с безграмотностью, освоение целины, строительство БАМа и АЯМа, ЮЯТПК и т.д. И это далеко не полный перечень. Молодежь через ВЛКСИ была не просто в первых рядах, ей не просто доверяли, но она и сама была инициатором трудовых свершений.
    Теперь же Россия пополняет недостаток кадров за счет приезжих, так называемых, гастарбайтеров. Ведь не секрет, что большинство крупномасштабных проектов хоть выигрывают российские предприниматели, но для удешевления работ они приглашают иностранные компании и иностранных рабочих.
    Приказ Минтруда РФ от 15.03.2023 года № 460Н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство РФ в упрощенном порядке» с одной стороны дает возможность заполнить незакрытые вакансии, но с другой стороны, это позволяет работодателям держать низкий уровень зарплаты, на которые уже не идут российские специалисты, то есть происходит выталкивание своих в угоду экономическим интересам.
    Статья 66 Конституции СССР 1977 года подготовку советских людей к общественно-полезному труду с детского возраста (трудовые семестры, практики и т.д.), и воспитание потребности к труду для целенаправленного развитие социальной активности закрепила как ОБЯЗАНОСТИ для граждан СССР.
    А сейчас школьники даже не вытирают за собой доску после уроков. На любое привлечение школьника к какому-либо труду требуется письменное согласие родителей. Даже в рядах Российской армии многие трудовые обязанности отданы на аутсорсинг.
    Дети, подростки, молодежь – просиживают в гаджетах, не приучены к элементарному труду даже на бытовом уровне, не желают трудится вообще, развито потребительство и безделье, среди более взрослых — дауншифтинг.
    Всему этому может противостоять только активное «трудовое воспитание» во всех учебных заведениях. Воспитание трудом развивает интеллект, сознательность, нравственные качества.
    Зрелость молодежи. Современная молодежь аполитична, позже стала взрослеть, ей перестали доверять, не допускают в политику, во власть. Де юре в Верховный Совет СССР с 1977 года можно было быть избранным с 18 лет, а в настоящее время только с 21 года. Сейчас лиц моложе 30 лет в Госдуме всего 7 человек.
    Численность членов КПСС на конец 1991 года было более 19 млн человек. Из 60 миллионов молодых советских людей почти две трети находились в рядах коммунистических организаций (более 2 миллионов – в КПСС, свыше 36 миллионов человек – в рядах Ленинского комсомола). Около 40 млн были членами профсоюзов.
    Современное российское общество, в том числе и молодежь, в основной своей массе не участвует в общественной жизни. В первую очередь это произошло из-за того, что политическая борьба стала узко специализированной, чисто профессиональной сферой, партиям больше не нужно бороться за победу своей Идеологии в стране, за привлечение в свои ряды большого количества людей. Партиям нужно просто ПОБЕДИТЬ на выборах. А это две большие разницы.
    Численность партий на 2023 год (данные с официальных сайтов партий):
  • КПРФ – 120 тысяч человек;
  • Единая Россия – более 2 млн человек;
  • ЛДПР – 319 тысяч человек;
  • Справедливая Россия – более 150 тысяч человек.
    Численность профсоюзов более 19 млн человек.
    Эти цифры показывают, «насколько далеки они (политические партии) от народа», тем более, насколько далеки они от молодежи. Эти партии если и занимаются вопросами молодежи, то в основном в преддверии выборов, когда необходимо показать свой электорат, провести массовые мероприятия и т.д.
    Государственная идея. В 70-х годах в СССР хотели сформировать «такой тип личности, которому предстоит как бы «прорасти» в будущее, стать человеком коммунистического общества, «вооружившись» для этого всем необходимым в настоящем».
    Итогом развития советского общества КПСС считала «советского человека» с комплексом характеристик, среди которых главным были – горячий патриот и последовательный интернационалист.
    Основная проблема современной России в том, что она никак не определилась, а какой он будущий человек Российского государства? Какие цели в формирование российской личности завтрашнего Общества должны достичь, и исходя из целей, какие законы должны принять.
    Анализируя достижения ВЛКСМ и молодежи в преддверии принятии Конституции 1977 года, Трущенко объясняет их, имеющейся продуманной политикой КПСС по управлению молодежью через ВЛКСМ.
    Основная мысль, которая проходит через всю работу, что «во все исторические эпохи и у каждого из классов любой общественно-экономической формации основной целью воспитания было формирование личности человека, выступающего и реальным носителем, и зодчим социально значимых черт своего общества».
    И можно сколько угодно критиковать Советский Союз, но перед страной стояла цель — строительстве коммунистического общества. И исходя из цели были определены нравственные ценности, которые необходимо было сформировать у молодежи.
    Что же сейчас? Цели и задачи не ясны, они просто не сформулированы. А молодежная политика представлена отдельными, часто не взаимосвязанными проектами, на которые тратятся огромные деньги
    Как обстоит дело с молодежной политикой в Российской Федерации?
    Приходится констатировать, что молодежная ПОЛИТИКА, как таковая отсутствует.
    В Правительстве существует орган — Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), глава Разуваева Ксения Денисовна. Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодёжь) — федеральный орган исполнительной власти в России, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодёжной политики, реализации (во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодёжи) мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодёжи, нравственного и патриотического воспитания и на содействие реализации молодёжью своих профессиональных возможностей.
    Возникает вопрос: такой орган может управлять и руководить процессом, результатом которого молодежь была бы готова посвятить свою жизнь развитию российского общества и российского государства, была бы готова защищать сложившийся образ жизни в РФ?
    Проблема России — отсутствие ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИДЕИ, а значит и государственной стратегии, на которую должна откликнуться молодежь.,
    У России только тогда есть будущее, если общество будет иметь цель, а потом под эту цель сформирует личность молодого строителя НОВОГО ОБЩЕСТВА. Пока что, провозглашение общегуманитарных принципов, не привело к конкретному наполнению понятия, что такое Российское Государство, и какое общество мы хотим построить.

Список использованной литературы:

Трущенко Н.В. О коммунистическом воспитании молодежи и ее подготовке к труду и защите социалистического отечества. – М., «Молодая Гвардия», 1977. – 32 с.
НАШ ЛЕНИНСКИЙ КОМСОМОЛ. Уч. пособие. М., «Молодая Гвардия», 1972. – 450 с.
Трущенко Н.В. Историография истории ВЛКСМ. Курс лекций. Уч. изд. М., ВКШ при ЦК ВЛКСМ. 1982. – 88 с.

Добавить комментарий