Подходил к завершению мой комсомольский возраст. Я проработала 19 лет от школьной пионерской вожатой до инструктора отдела школьной молодежи ЦК ВЛКСМ,а после зашиты кандидатской диссертации в 1965 году в аспирантуре Академии педагогических наук РСФСР по теме: «Система работы пионерской дружины», я попросилась на педагогическую работу в ВКШ. На собеседовании Н.В. Трущенко сразу спросил меня: «А что побуждает Вас идти на преподавательскую работу?» — «А мне нравится работа с людьми, общение и поиск новых вариантов развития личности и коллектива, взаимодействие всех факторов, способствующих воспитанию молодёжи. Мой опыт работы с людьми, наверное, может пригодиться для подготовки будущих комсомольских вожаков». Волновалась, конечно, и переживала. Меня приняли на работу в Методическое объединение педагогики и психологии, на базе которой была создана первая в стране кафедра «Педагогики и пионерской работы», где я проработала 37 лет, в том числе и в рамках Института молодёжи МосГУ. Это была очень интересная и созидательная пора в развитии нашей школы. Можно сравнить со строительством нового объекта. В ВКШ создавались новые кафедры и лаборатории, формировались преподавательские коллективы, в школу приглашались известные учёные и специалисты по общественным наукам. Почти каждый месяц к нам приезжали известные люди страны, в том числе артисты, писатели, поэты и космонавты.Придя на должность первым секретарём ЦК ВЛКСМ, Е.М. Тяжельников как настоя-щий, образованный лидер комсомола видел в ВКШ центр интеллектуального развития и подготовки комсомольских кадров для страны, закладывал научные основы управления и образования молодёжных активистов.В начале 1970-х Н.В. Трущенко пригласил меня стать учёным секретарём Учёного совета ВКШ при Цк ВЛКСМ. Конечно, работы сразу прибавилось, я много времени про-водила в стенах школы, у меня была всего одна помощница, а моя должность считалась общественной. И вот однажды на одном из заседаний Совета во время голосования по присвоению учёных степеней преподавателям, председатель счётной комиссии (один из зав кафедрой) добавил лишние бюллетени, что привело к грубейшему нарушению в процедуре голосования. В ходе подсчёта голосов этот подлог сразу обнаружился. Что стало чрезвычайной ситуацией в работе Учёного совета. Но меня поразило, что виновник сорванного заседания на следующий день пошёл к Б.Н. Пастухову и представил этот случай как недоработку ректора. Конечно, реакция была негативная, Н.В. Трущенко и мне объявили выговор на секретариате ЦК ВЛКСМ.В ходе разбирательства я все просчёты взяла на себя, и меня освободили от занимаемой должности. Вскоре на встрече с ректором он мне сказал: «Эля Александровна, я много в жизни повидал и пережил и потери друзей на войне, и ранения, но такого предательства не встречал. Тот факт, что взяли всю вину на себя, я искренне оценил. Я до конца жизни не забуду этого. Вы поступили по-мужски». Меня давили слёзы, я ничего не могла сказать…О кафедре педагогики и пионерской работы. К нашей кафедре Николай Владимирович относился по-доброму, доверял и всегда поддерживал наши новые подходы и начинания, идеи и планы по развитию учебного процесса. Зав. кафедрой В.В. Лебединского ректор знал ещё по работе в Горьком, где они и познакомились. Кафедра формировалась силами известных педагогов и молодых учёных — 3.А. Ходаровской, Е.П. Белозерцевым, Е.В. Глух, В.Н. Брусенцовой, А.В. Иващенко и другими. Кафедра работала на факультете истории и коммунистического воспитания, факультете комсомольской работы и на зарубежном факультете (ФОН). Кафедра активно сотрудничала с различными структурами и известными педагогами: в Новосибирске С.А. Шмаков, в Курске — Л.С. Уманским и другими.Для меня Н.В. Трущенко был почитаемым человеком, красивым и умным мужчиной высокой порядочности. Он воевал, был ранен. Мне это было понятно, потому что мой отец тоже воевал и был ранен и до конца своей жизни вспоминал своих сослуживцев и одно-полчан.Я вспоминаю, как ректор проводил заседания Учёного совета школы, чётко, профессионально, уверенно, демократично, все вопросы заранее он изучал, как бы пропускал через себя, бросалась в глаза его высокая эрудиция. Это отмечали многие из приглашённых со стороны профессоров для участия в нашем Совете. Безусловно, он много времени уделял решению вопроса о придании новому диплому выпускника школы государственного статуса. Нужно было подготовить специальность «Преподаватель истории и обществоведения и методист коммунистического воспитания молодёжи» к государственной аттестации в Министерстве высшего и специального образования СССР. Наверное, многие помнят, принимать Школу министр Елютин приехал в 1973 г., а все эти годы шла повседневная и кропотливая работа всего коллектива Школы под руководством ректора, доктора исторических наук, профессора Н.В. Трущенко. И мне сегодня, в новое время, приятно осознавать, что и мой труд остался в истории нашего любимого и уникального учебного заведения.О наших слушателях. Эта особая песня в жизни каждого преподавателя, встречи и общение с каждым студентом. Все, кто учился в ВКШ, имели особые черты: искренность,надежность, теплоту и умение дружить, сопричастность к общему делу и жизни страны, умение помочь тем, кто в этом нуждается, сделать как можно больше для других…Не у всех всё получилось. Я счастлива, что в общении и дружбе до сегодняшнего дня получаю от своих студентов самую большую драгоценность — понимание, поддержку,помощь.Спасибо всем вам за это!