Лидерство как компетентностная модель выпускника ВКШ при ЦКВЛКСМ.Нашему любимому ректору Трущенко Н.В. посвящается…Оплетина (Антошина) Надежда Витальевна, кандидат социологических наук,доцент МГТУ им Н.Э.Баумана


Наверное, очень символично, что в год 105-летия ВЛКСМ мы отмечаем и
столетний юбилей первого ректора ВКШ при ЦК ВЛКСМ Н.В.Трущенко. И
судьба ВКШ при ЦК ВЛКСМ, и судьба самого Н.В.Трущенко, были тесно
вплетены в историю Комсомола и страны. И сегодня, многим из тех, кто в
юности связал свою жизнь с ВЛКСМ, закончил ВКШ при ЦК ВЛКСМ, есть
чем гордиться, есть, что рассказать своим детям и внукам. Мы до сего дня
храним верность и Комсомолу и нашей ВКШ, потому что именно им мы
обязаны тем, что наша юность была насыщенной и интересной. И
безусловно, все успехи и достижения ВКШ при ЦК ВЛКСМ неразрывно
связаны с ее первым ректором – Трущенко Николаем Владимировичем,
возглавлявшим вуз почти двадцать лет. За 21 год существования ВКШ при
ЦК ВЛКСМ её окончили около 6 тысяч отечественных и 10 тысяч
зарубежных слушателей; около 3 тысяч защитили кандидатские диссертации;
почти 14 тысяч человек прошли курсовую переподготовку.
Многие, работавшие с Н.В. Трущенко отмечают, что это была Личность
поистине исторического масштаба. За плечами ректора был огромный
жизненный опыт: в 17 лет в 1941 году он добровольно отправился на фронт,
с боями прошёл всю войну и встретил Победу в Берлине. Прошел боевой
путь от рядового до капитана. Награждён орденами Отечественной войны
первой степени, Красного Знамени, Красной Звезды и пятью медалями. Был
дважды тяжело ранен и вернулся с войны инвалидом первой группы, в
возрасте 22 лет. Несмотря ни на что, начал работать и учиться, а когда в 1969 году Николай Владимирович стал ректором ВКШ при ЦК ВЛКСМ,
уже известным учёным, доктором наук, профессором, автором многих книг и
Лауреатом премии Ленинского комсомола за достижения в исторической
науке о молодежи
Личность Трущенко Н.В. многомерна: это был и великий Организатор,
сделавший комсомольский вуз в лучшим вузом страны, это был
Исследователь-историк, как говорятся, от Бога, это был Преподаватель –
лекции которого были интересны, увлекательны и познавательны.
Сегодня, работая в лучшем техническом вузе страны – МГТУ им
Н.Э.Баумана, и оценивая опыт подготовки специалистов для нужд общества,
могу с уверенностью отметить, что ВКШ при ЦК ВЛКСМ была передовым
инновационным вузом, своевременно и адекватно отвечающим на вызовы
времени. И несомненная заслуга в этом принадлежит ее первому ректору –
Трущенко Николаю Владимировичу, личностный потенциал которого
опережал время и определял судьбу вуза долгие годы.
За время его руководства молодежным вузом была создана современная на
тот момент инфраструктура института, направленная на создание
благоприятных социальных условий для гармоничного развития личности
обучающихся, решение задач, связанных с передачей культурных и
социальных норм и стандартов общественной жизни, а также
способствующая повышению качества образования и науки и жизни на
территории вуза. Была сформирована современная учебно-материальная
база: новейший и вместительный учебный корпус, с просторными
аудиториями, богатой и великолепной библиотекой с просторным читальным
залом и большой конференцзал с кинопроекторным оборудованием, с
возможностями для синхронного перевода. В распоряжении слушателей и
студентов ВКШ были просторные аудитории с видео проекторами,
множество учебных классов, кабинет ораторского искусства с редкой по тем
временам видеотехникой. А так же столовая, спортзал, бассейн, буфеты в
учебных корпусах и общежитиях Это был лучший кампус того времени и в
Москве и в СССР.

Но не только современная материальная база отличала ВКШ от всех других
вузов страны. Одними из первых руководство вуза уловило необходимость
формирования особой, развивающей образовательной среды,
способствующей формированию профессионалов своего дела не только в
учебных классах, но и в меняющихся жизненных реалиях. Во время обучения
студенты вовлекались в различные виды спортивной, культурной и
гражданской активности, сообщества и клубы по интересам, где они могли
устанавливать связи с другими студентами, преподавателями и
профессионалами в своей области интересов. В основу профессиональной
социализации будущих комсомольских работников были положены
ценностные ориентиры человека, которые требуют активного вовлечения в
жизнь социальной среды, освоения гуманитарных технологий и механизмов
восприятия человеком определенных моделей. Именно образовательная среда
вуза стала детерминантом развития, становления личности будущих
комсомольских работников в период получения им профессионального
образования и обеспечила их адаптивность в дальнейшем в годы серьезных
общественных трансформаций в нашей стране в период с 1990гг.
В ВКШ при ЦК ВЛКСМ была создана комплексная система формирования
лидерских навыков у слушателей, которые уже на этапе отбора в вуз
демонстрировали высокие человеческие качества и заинтересованное
отношение к окружающему миру. Именно посредством инвестиций, которые
представлены приобретением профессиональных навыков, повышением
квалификации, аккумулированием знаний и практического опыта в
образовательной среде вуза происходило накопление человеческого капитала.
И в этом ВКШ при ЦК ВЛКСМ значительно обогнала свое время. Ведь
только в конце 20 в мир в полной мере осознал значении нематериального
капитала – социального, культурного и др., для целей устойчивого развития
общества.

Идеи о возможностях человеческого капитала в системе высшего
образования и его эффективности для целей подготовки
высококвалифицированных специалистов, сегодня актуальны как никогда
Можно диагностировать, что недостаточные возможности для развития
человеческого капитала будущих специалистов в рамках современного
социального института образования, выступают своеобразным маркером
снижения отдачи от высшего образования.
В этой связи, важность человеческого капитала в образовании как комплекса
не только профессиональных знаний, умений, навыков, но и определенных
взаимоотношений между участниками образовательного процесса и агентами
внешней среды в процессе обучения будущих специалистов, на основе
особых социальных метрик: доверия, солидарности, взаимности и иных
правил, определяющих доброжелательный и благоприятный характер
социальной коммуникации — становятся дополнительным ресурсом
повышении валентности в профессии и в жизни.
Именно этим были сильны выпускники ВКШ при ЦК ВЛКСМ. В большую
жизнь комсомольская школа выпускала не только профессионалов-историков,
знакомых не столько с фактами, сколько с социальными трендами
исторического развития, опиравшихся на исследовательский опыт историков-
профессионалов профессоров В.П. Дмитренко, В.Г. Сироткина Г.А.
Герасименко Г.А и др. В основу подготовки специалистов был положен
мультидисциплинарный подход, предполагающий расширение границ
профессионального знания за пределы специальности и предполагающий
развитие у студентов управленческих компетенций на основе ценностного
взгляда окружающий мир. Среди преподавателей – наставников профессор
В.В. Журавлев — исследователь проблем общественного сознания, духовной
жизни и культуры; кандидат исторических наук Рубанов Н.Ф., в прошлом
редактор молодежной республиканской газеты, К.П. Скопина К.П. —
известный писатель и журналист, лауреат Премии Ленинского комсомола.
ВКШ была одним из первых вузов страны, открывшая в 1973г. кафедру

конкретных социологических исследований. Аналогичная кафедра была
только в МГУ им. Ломоносова. Зав кафедрами в разное время были
известные ученые: кандидат философских наук Лисин Б.К., профессор
Культыгин В.П., профессор Левичева В.П. В ВКШ был создан и долгое время
был ведущим Научно-исследовательский Центр исследования проблем
молодежи, возглавляли который известные исследователи молодежной
проблематики, профессора И.М. Ильинский и В.К. Криворученко.
Именно данный подход позволил за время обучения сформировать
уникальный интерфейс будущего специалиста-лидера, комсомольского
работника, главными качествами которого явились умение мотивировать и
вдохновлять людей на основе стратегического мышления, верность идее и
сотрудничеству. В профессиональную жизнь выпускались специалисты, как
бы сегодня сказали, нацеленные на инновации и коллективную деятельность
на основе доверия и созидания, готовыми к риску и отстаивающие свои идеи,
оснащенные объективной картиной мира, основами рефлексивного анализа
по применению управленческих инструментов для изменения социальной
среды. Этот подход во многом способствовал подготовке выпускников ВКШ
к эффективной самореализации не только в профессиональной области, но и
в жизни, а так же к сохранению особой формы сообщества — комсомольского
братства выпускников ВКШ при ЦК ВЛКСМ, которое и до настоящего
времени сохраняет общие ценности, заложенные в годы совместного
обучения.
И именно выпускников с выраженными лидерскими качествами сегодня не
хватает современному миру в условиях инновационного развития, о чем
сегодня много говорят и пишут в публичном пространстве. Эффективное
решение данной проблемной ситуации должно быть связано с обновлением
вузовского образовательного пространства, на основе партнерства с наукой, с
использованием новых инструментов и технологий обучения, основанных на
междисциплинарном подходе, а также при активном включении широкого
спектра социально-гуманитарных знаний в систему подготовки современных специалистов, с развитием навыков в области социального взаимодействия и
коммуникации на основе доверия и сотрудничества.

Добавить комментарий